Тема № 43:«Государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы»

Инструкция по эксплуатации (Скачать…)

Презентация (Скачать…)

Граждане зачастую путают два очень важных, но различных понятия: плату за коммунальные услуги и тариф на коммунальный ресурс. На самом деле плата за услуги рассчитывается как произведение объема услуги (ресурса) и тарифа.

Коммунальные услуги – это отопление, горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, то есть снабжение коммунальными ресурсами.

Для предоставления коммунальных услуг (далее – КУ) требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Для целей тарифного регулирования водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) также приравнивается к коммунальному ресурсу.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

Кто устанавливает тариф?

(Слайд 2) Так как оплата осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителем КУ (управляющие компании, ТСЖ, или РСО), среди потребителей довольно широко распространено мнение, что именно они и устанавливают тарифы. Другая популярная версия — тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления. Здесь логика тоже проста — администрация активно занимается вопросами благоустройства, значит, именно администрация и определяет стоимость услуг ЖКХ. Данные выводы не имеют под собой никаких оснований.

В Правилах предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила 354) прописано:

«38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающЕЙ организацИИ в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Это значит, что приведенная норма ссылается на тарифы, установленные ДЛЯ РСО и, что у нее нет права самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

При расчете стоимости КУ применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ:

«Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

В Ставропольском крае государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы осуществляет региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК СК, комиссия).

Как устанавливаются тарифы?

(Слайд 3) Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года, рост тарифов на все коммунальные ресурсы ежегодно происходит с 1 июля. То есть в течение отопительного сезона тарифы на коммунальные ресурсы остаются неизменными.

РТК СК устанавливает тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить индексы, утверждённые в среднем по Ставропольскому краю на федеральном уровне.

На основании этого индекса Губернатором Ставропольского края ежегодно утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за КУ по муниципальным образованиям края.

В Ставропольском крае предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за КУ с 1 июля 2018 года составляет 3,5 процента, а по муниципальным образованиям края – от 3,4 до 5,7 процента.

Важно!!! Данные ограничения установлены для совокупного платежа граждан за весь набор КУ при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг. Это означает, что рост платы за каждую конкретную КУ может быть как выше, так и ниже установленных ограничений – при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых КУ. При этом изменение объёма подлежащих оплате коммунальных ресурсов, определённых по показаниям приборов учёта, в расчётах прироста совокупного платежа не учитывается.

Процесс регулирования тарифов

(Слайд 4) В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют в РТК СК заявление об установлении тарифов на очередной год с приложением обосновывающих документов.

Приказом комиссии открывается тарифное дело и назначаются эксперты для рассмотрения представленных материалов, а также определяется метод регулирования тарифов.

В ходе проведения экспертизы материалов из состава тарифа исключаются необоснованные расходы, проводится анализ итогов хозяйственной деятельности организации за предыдущий период. Кроме того, при формировании тарифов принимаются во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.

Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования.

Подходы к формированию тарифов на коммунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятельности. Так, некоторые ценовые ставки устанавливаются единые для всех жителей Ставропольского края (на электрическую энергию и газ), другие – индивидуально, исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудования, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения
и водоотведения

(Слайд 5) Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

(Слайд 6) В сфере теплоснабжения комиссия осуществляет государственное регулирование в отношении 57 теплоснабжающих организаций края.

Диапазон тарифов на тепловую энергию для населения с 1 июля 2018 года – от 936,93 до 3 065,96 руб. за 1 Гкал с учётом НДС (ГУП СК «Крайтеплоэнерго» – 3 064,78 руб./Гкал).

(Слайд 7) В сфере водоснабжения на территории края регулируется 81 организация водопроводно-канализационного хозяйства.

Диапазон тарифов для населения с 01 июля 2018 г. (за 1 м3 с учётом НДС):

— на питьевую воду от 13,78 до 61,43 руб. (ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал» – 54,45 руб./м3);

— на техническую воду от 1,59 до 53,04 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 39,47 руб./м3);

— на водоотведение от 17,71 до 65,11 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 27,22 руб./м3).

Средний рост установленных с 01 июля 2018 г. тарифов на воду и водоотведение в целом по Ставропольскому краю составит около 3,1 процента.

В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение подлежат включению расходы на:

– энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);

– проведение обслуживания и ремонтных работ;

– химводоподготовку;

– заработную плату работников;

– отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);

– уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, иные обязательные платежи, налог на прибыль);

– амортизационные отчисления;

– прочие расходы.

Тарифы в сфере электроэнергетики

(Слайд 8) Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого региона. Тарифы установлены на едином уровне для жителей Ставропольского края и составляют (с учетом НДС):

— для городского населения в домах с газовыми плитами с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 4,48 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 3,46 процента);

— для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками, и сельского населения с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 3,14 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 3,63 процента).

При этом рост тарифов на электроэнергию с 1 июля 2018 года для населения края составит 3,46 и 3,63 процента, что ниже заданного ФАС России предельного темпа роста 4,85 процента.

В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края (как и по все стране) ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения). Так, в настоящее время население края оплачивает лишь 90,65 процента экономически обоснованной стоимости электроэнергии.

Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике. Правительством страны предусмотрено ежегодное снижение размера перекрёстного субсидирования населения в целях поэтапной ликвидации такого субсидирования.

Розничные цены на газ, реализуемый населению

(Слайд 9) Установление составляющих стоимости газа для всех потребителей, включая население, – это оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – отнесено законодательством к полномочиям ФАС России. При этом оптовые цены на газ для населения каждого субъекта РФ устанавливаются на федеральном уровне на 20,6 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в этом регионе (ранее – на 25 процентов, то есть в газоснабжении также имеется перекрёстное субсидирование населения, которое поэтапно снижается).

Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

В целях соблюдения предельных индексов изменения платы граждан за КУ розничные цены на газ для населения будут установлены с ростом 3,4 процента.

Ориентировочно цены на газ с 1 июля 2018 года составят (за 1 куб. м учётом НДС):

5,80 руб. – для населения, использующего газ только для приготовления пищи и нагрева воды, то есть проживающего в домах с централизованным отоплением (цена с 1 июля 2017 г. – 5,61 рубля);

5,76 руб. – для населения, проживающего в домах с газовым отоплением и использующего газ в том числе для целей отопления (независимо от направлений использования газа) (цена с 1 июля 2017 г. – 5,57 рубля).

Тарифы на горячую воду

(Слайд 10) Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

При этом установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду (компонент на исходную холодную воду в руб./м3 и компонент на тепловую энергию в руб./Гкал) предусмотрено только для централизованного горячего водоснабжения, когда горячая вода как коммунальный ресурс приготавливается теплоснабжающей организацией и подаётся потребителям по отдельным трубопроводам.

Если же приготовление горячей воды осуществляется на оборудовании, установленном у потребителей (в многоквартирных домах входит в состав общего имущества дома), то такое горячее водоснабжение законодательство определяет как нецентрализованное. Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в таких случаях установлению не подлежат, расчёты осуществляются в соответствии с Правилами № 354.

Например, в г. Ставрополе вся горячая вода приготавливается на оборудовании, установленном в домах. АО «Теплосеть» г. Ставрополя поставляет в дома только тепловую энергию, необходимую для подогрева воды. Исходная холодная вода поставляется в дома водоканалом. Соответственно, оплачиваются эти два ресурса отдельно и разным организациям.

РТК СК как орган регулирования тарифов не наделена полномочиями по проверке правильности начисления платы за КУ, в том числе за горячее водоснабжение. Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за КУ отнесена к полномочиям органов государственного жилищного надзора.

Поэтому по вопросу о правильности начисления платы за горячее
водоснабжение, равно как и иных КУ, рекомендуем обращаться в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Войтика, 10/1,

тел. (8652)28-30-80,

e-mail: nadzor26@stavregion.ru.

Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

(Слайд 11–13) В настоящее время в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) во всех регионах страны осуществляется поэтапный переход на новое законодательство с установлением в том числе единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Таким образом РТК СК установлены:

– предельные тарифы в области обращения с ТКО раздельно по регулируемым видам деятельности (обработка ТКО, захоронение ТКО, обезвреживание ТКО);

– единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Диапазон установленных на 2018 год предельных тарифов составил (без учёта НДС):

– обработка ТКО от 746,24 до 1347,57 руб. за 1 тонну;

– обезвреживание ТКО 336,42 руб./м3 (2102,65 руб. за 1 тонну);

– захоронение ТКО от 397,05 до 1178,18 руб. за 1 тонну.

Предельные тарифы в области обращения с ТКО, установленные с 1 января 2018 г. без календарной разбивки по полугодиям, будут сохранены без изменения до 30 июня 2019 года.

Ставка платы за размещение 1 тонны ТКО четвёртого класса опасности составляет 663,2 рубля.

Впервые на 2018 год установлен для ООО «Эко-Сити» единый предельный тариф регионального оператора по обращению с ТКО в размерах (за 1 м3):

— 694,49 руб. для населения (с учётом НДС);

— 588,55 руб. для прочих потребителей (НДС начисляется дополнительно).

Формирование и расчёт конечной платы за услугу по обращению с ТКО на 1 человека в месяц – в ведении регионального оператора ООО «Эко-Сити».

Расчёт конечной платы осуществляется в рамках установленного РТК СК предельного тарифа за 1 м3 ТКО и в соответствии с нормативами накопления ТКО на 1 чел. в год.

О раскрытии информации

(Слайд 14) Формирование тарифов на коммунальные ресурсы является достаточно прозрачным для потребителей. Так, на официальном сайте РТК СК www.tarif26.ru размещена информация о структуре затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, а также о перечне организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в разрезе муниципальных образований Ставропольского края.

По письменным обращениям граждан и юридических лиц комиссия также предоставляет полную структуру расходов регулируемых организаций.

Помимо этого, на официальном сайте комиссии размещена сводная информация о тарифах на коммунальные ресурсы, установленных для населения Ставропольского края по каждому муниципальному образованию, постановления РТК Ставропольского края об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, протоколы соответствующих заседаний правления комиссии, постановления Губернатора Ставропольского края об утверждении значений предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях края.

О системе ГИС ЖКХ

(Слайд 15) В настоящее время в стране внедрена государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система), созданная в соответствии с требованиями Федерального закона от
21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

ГИС ЖКХ представляет собой единый информационный ресурс в сфере ЖКХ. Система позволяет гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому и оказываемых услугах, о начислениях за ЖК,У, совершать оплату по ним, направлять обращения в контролирующие органы, голосовать в электронной форме по вопросам управления домом, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в системе, в режиме реального времени.

Многие граждане уже активно пользуются системой, включая оплату коммунальных услуг.

За неисполнение обязанности размещения информации в ГИС ЖКХ также предусмотрена административная ответственность.

Спасибо за внимание!

Тема следующего занятия: «Порядок предоставления коммунальных услуг: понятие «исполнитель коммунальных услуг», границы ответственности, штрафы»

 

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика