Школа грамотного потребителя

Лекция 17 — Перерасчет платы за коммунальные услуги

скачать:

Плата за коммунальные услуги включает в себя расходы на:

  • холодную и горячую воду
  • отведение сточных вод
  • электрическую энергию
  • тепловую энергию
  • газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления
  • обращение с твердыми коммунальными отходами

 

Размер платы за предоставляемые коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период, а при их отсутствии — из нормативов потребления коммунальной услуги.

 

!!! Напоминаем: если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили установку и (или) введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов (п.60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

 

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (желательно письменно) об этом исполнителя (согласно Правилам № 354 от 06.05.2011 г.).

В случае подтверждения данного факта составляется акт о:

  • непредоставлении коммунальных услуг,
  • либо предоставлении коммунальных услуг не в полном объеме,
  • либо коммунальных услуг ненадлежащего качества.

 

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг. В случае установления факта нарушения качества коммунальной услуги, в акте это обязательно должно быть отражено.

 

!!! Данный акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.

 

Закон предусматривает ряд ситуаций, когда возможен перерасчет коммунальных платежей, а именно:

Ситуация 1

Если проверяется состояние приборов учета, с которых потребитель снимает показания, или достоверность показаний приборов, которые потребитель представил для расчета платы за коммунальную услугу.

При проверке может выясниться, что прибор учета находится в исправном состоянии (пломбы не повреждены), но его показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета стоимости коммунальной услуги за расчетный период, предшествующий проверке.

В этом случае плата за услугу пересчитывается, исходя из показаний прибора учета, которые сняли проверяющие.

После перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае он получит требование внести доначисленную плату, а во втором — уведомление об излишне начисленной плате.

!!! Обратите внимание на то, что излишне уплаченные суммы вам зачтут при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее — Правила).

 

Ситуация 2

Если обнаружено, что нарушен порядок подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.

Плата за коммунальную услугу пересчитывается, а несанкционированное подключение незамедлительно устраняется или демонтируется. Потребителю доначислят плату за неучтенную коммунальную услугу исходя из объемов коммунального ресурса. Они рассчитываются как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты его устранения. Если из-за несанкционированного подключения возникли убытки у другого потребителя, например, увеличилась плата за коммунальную услугу, то он вправе требовать возмещения этих убытков.

Если проверяющие не смогут установить дату несанкционированного подключения, то плату доначислят, начиная с даты предыдущей проверки прибора учета. Доначисление возможно не более, чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение (п. 62 Правил).

 

 

Ситуация 3

Если обнаружено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, находящегося у потребителя, вызвавшее искажение показаний прибора.

В этой ситуации показания прибора не используются для расчета платы за коммунальную услугу. Плата за коммунальные услуги пересчитывается, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанного как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения — по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, до даты его устранения. Если невозможно установить дату несанкционированного вмешательства в работу прибора, плату доначислят, начиная с даты предыдущей проверки прибора учета. Доначисление возможно не более, чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное вмешательство (п. 62 Правил).

 

Ситуация 4

Если потребитель, проживающий в жилом помещении, которое не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, временно отлучается на срок более пяти полных календарных дней подряд.

Перерасчет производится по заявлению потребителя. Лицо, предоставляющее коммунальные услуги, пересчитывает плату за них, исходя из количества полных календарных дней отсутствия потребителя. День отъезда и день возвращения домой не учитываются.

!!! По этому основанию не пересчитывается размер платы за отопление и газоснабжение для целей отопления жилых помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Кроме того, плату за услугу по водоотведению пересчитают, только если пересчитывается плата за коммунальную услугу по холодному или горячему водоснабжению (разд. VIII Правил).

Для перерасчета следует обратиться в управляющую организацию, товарищество собственников жилья или жилищный кооператив (далее — исполнитель) с заявлением о перерасчете за коммунальные услуги с указанием периода временного отсутствия. Заявление нужно подать до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 Правил).

К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил). Такими документами могут являться:

  • копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
  • свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
  • справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
  • иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении (п. 93 Правил).

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, имели регистрационный номер и дату выдачи (п. 94 Правил).

 

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день возвращения (п. 90 Правил).

Исполнитель делает перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя и документов, подтверждающих его временное отсутствие (п. 91 Правил).

Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (п. 97 Правил).

 

Ситуация 5

Если в расчетном периоде потребитель получал коммунальные услуги ненадлежащего качества или услуги оказывались с перерывами, которые превышали допустимую продолжительность, или с перерывами для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности, о чем составлен соответствующий акт.

В таких ситуациях размер платы за коммунальную услугу уменьшается. Возможно даже полное освобождение от оплаты услуги, которая оказывалась с перечисленными недостатками (разд. IX Правил).

 

Ситуация 6

Если в жилых помещениях нет индивидуальных приборов учета тепловой энергии или полностью/частично отсутствуют индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, но имеются коллективные (общедомовые) приборы учета и при этом жилые помещения оборудованы распределителями.

Плата за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а если нет сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год — исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию. При этом размер платы за отопление корректируется один раз в год. На основании данных корректировки плату пересчитывают (п. 53 Правил).

 

Ситуация 7

Если потребитель неоднократно (два и более раза) не допускал исполнителя или уполномоченное им лицо в свое жилое помещение для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, проверки достоверности представленных сведений о показаниях таких приборов учета, при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета, плата за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов (п. 60(2) Правил).

Плату за коммунальные услуги пересчитывают после того, как потребитель подаст письменное заявление о применении индивидуальных приборов учета или распределителей для расчета размера платы за услуги и будут сняты показания с приборов или распределителей (пп. «г» п. 24 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307).

 

Если вы считаете, что вам по каким-то иным причинам неправильно начисляют квартплату, нужно письменно обратиться к исполнителю коммунальных услуг, с которым заключен договор предоставления коммунальных услуг, т.е. в вашу управляющую организацию (управляющую компанию, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив и т.д.), с просьбой разъяснить вам порядок начисления коммунальных платежей, обоснования предъявленных к оплате сумм, на основании подпункта «д» пункта 31 Правил.

Параллельно следует обратиться в государственную жилищную инспекцию. В Ставропольском крае контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг осуществляет Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (355000, г.Ставрополь, ул. Маршала Жукова, д.7, тел.: 8(8652)94-22-13, E-mail: nadzor26@stavregion.ru,

начальник – Савченко Валерий Анатольевич).

 

В соответствии с Правилами, исполнители коммунальных услуг осуществляют перерасчет платы за коммунальные услуги при наличии основания для перерасчета платы за коммунальные услуги.

В случае, если в установленные законом сроки, ответа не последует, либо ответ вас не устроит по каким-то основаниям, следует направить письменное обращение в прокуратуру.

 

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы разберем тему

«Индивидуальные приборы учета коммунальных услуг.

Правила содержания и использования»

 

Яндекс.Метрика