(Слайд 1) Тема 23: «Индивидуальные и общедомовые приборы учета коммунальных услуг: правила установки и использования»

 

скачать:

(Слайд 2) Все приборы учета можно разделить на 2 группы: индивидуальные и общедомовые (коллективные).

Индивидуальные приборы учета(ИПУ) – это приборы, которые учитывают потребление коммунальных ресурсов в отдельно взятой квартире.

Общедомовые (коллективные) приборы(ОПУ) учитывают потребление коммунального ресурса всего дома, которое включает в себя потребление всех его жильцов, плюс потребление на общедомовые нужды (ОДН).

(Слайд 3) Сроки установки приборов учета

Закон обязывает собственников помещений в многоквартирных домах устанавливать индивидуальные приборы учета (при наличии технической возможности) на воду и электроэнергию(ч.5, 5.1ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года). Общедомовые приборы учета в обязательном порядке устанавливаются на воду, электроэнергию, газ и тепло.

(Слайд 4) В целях стимулирования населенияк оплате коммунальных ресурсов по факту потребления государством вводятся повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных ресурсов.

!!! Так, собственники жилых домов и помещений в многоквартирных домах, не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды, оплачивают соответствующие коммунальные ресурсы по нормативам с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в следующем размере:

с 1 июля по 31 декабря 2016 года – 1,5;

с 1 января 2017 года – 1,6.

 

(Слайд 5) Индивидуальные приборы учета

Оснащение жилого и нежилого помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена ложится на плечи собственника жилого или нежилого помещения (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (далее — Правила № 354). Исключение составляет опломбирование счетчиков, данная услуга оказывается бесплатно.

Техническая возможность установки индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) определена приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627. В этом документе описаны критерии наличия/отсутствия технической возможности, приведена форма акта обследования и порядок его заполнения.

 (Слайд 6) Установка прибора учета

Устанавливать приборы имеют право организации-поставщики коммунальных ресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации.

При этом законодательство не запрещает установку счетчиков и самим гражданам. Однако после того как установка произведена, жильцам потребуется вызвать (подать заявку) представителя организации, с которой заключен договор предоставления соответствующей коммунальной услуги. В случае непосредственного управления многоквартирным домом (МКД) – это ресурсоснабжающая организация (водоканал, электросеть). В случае, если домом управляет управляющая организация, ТСЖ, ЖСК и т.д., обращаться нужно соответственно в УК, ТСЖ, ЖСК.

(Слайд 7) В заявке необходимо указать:

  • для физического лица: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон,
  • для юридического лица: фирменное наименование, место государственной регистрации, контактный телефон
  • предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию
  • тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки
  • сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета
  • показания прибора учета на момент его установки
  • дата следующей поверки

(Слайд 8) Специалист должен произвести осмотр установленного прибора, поставить отметку в техпаспорте на ИПУ и опломбировать счетчик. С этого момента процедура замены окончена, можно записывать показания и производить оплату уже по ним.

 

(Слайд 9) В случае, если специалист управляющей организации или представитель ресурсоснабжающей организации не явился для осмотра и опломбировки прибора в предложенные в заявке дату проведения работ или в дату и время, предложенные специалистом, или новые дата и время были позднее сроков, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки. Начиная с этой даты, его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

(Слайд 10) !!!Собственники и наниматели жилых помещений установку внутриквартирных приборов учета электроэнергии и воды ни с кем согласовывать не обязаны.

  1. Приобретаемый прибор должен быть включен в «Государственный реестр средств измерения РФ», иметь сертификаты соответствия и клеймо государственной поверки.
  2. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.

Все эти характеристики должны быть отражены в паспорте.

!!! Если хотя бы одно из этих требований не соблюдено, вы не сможете платить по этому счетчику.

!!! В сопроводительных документах к каждому ИПУ должна указываться информация о соответствии прибора утвержденному типу, дате первичной проверки и установленном межповерочном интервале, требования к эксплуатации и дата установки.

 

(Слайд 11) О чем необходимо знать?

  • Прибор подлежит поверке с указанной в паспорте периодичностью. Срок до поверки исчисляется с даты изготовления, а не с даты продажи прибора, поэтому лучше приобретать недавно изготовленный прибор.
  • После установки прибора учета исполнитель составляет акт ввода ИПУ в эксплуатацию в 2-х экземплярах, один из которых остается у собственника или нанимателя жилого помещения.
  • Ввод ИПУ в эксплуатацию и опломбирование (после поверки) осуществляется без взимания платы. Исключением является повторное опломбирование в связи с нарушением пломбы и знаков проверки при установке или процессе эксплуатации.

 

Замена индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии

(Слайд 12) Для каждого ИПУзавод-изготовитель устанавливает определенный срок, в течение которого гарантируется точность измерений и техническая исправность прибора. Этот срок отражается в техпаспорте на ИПУ и для счетчиков воды составляет:

  • 4 года — при эксплуатации на трубе, через которую подается горячая вода;
  • 6 лет — при эксплуатации на линии холодного водоснабжения.

Сокращенный срок в первом случае обусловлен тем, что горячая вода по СанПиН 2.1.4.2496-09 должна иметь температуру не менее 60 градусов Цельсия. При такой температуре вода становится достаточно химически агрессивной средой, вследствие чего усиливается коррозия и увеличивается износ движущихся частей счетчика.

По истечении этого срока счетчику требуется поверка — лабораторный контроль точности измерений и технической исправности прибора. Однако это требует немалого времени (зависит от загрузки лаборатории, но обычно длится не менее 2 недель), а также оплаты, поэтому иногда проще бывает купить новый счетчик вместо того, чтобы делать поверку старого.

Для счетчика электроэнергии поверка потребуется через 16 лет, но если взамен старого ставится новый прибор, тогда, перед установкой, его поверку проводить не требуется.

Правила по эксплуатации электрического счётчика достаточно простые: не бить, не поливать водой, не срывать пломбу, не вскрывать. Работы с электропроводкой и электрооборудованием — проводить, соблюдая технику безопасности.

(Слайд 13) Обязательна замена прибора учета:

  • у которого вращается неравномерно или не вращается диск;
  • находятся механические повреждения на устройстве;
  • не работает счетный механизм.

Использование электросчетчиков ненадлежащего качества может привести к тому, что потребители переплачивают за электричество. Сетевые компании, которые предоставляют услуги по энергообеспечению, несут огромные потери, которые в результате все равно лягут бременем на плечи обычных пользователей.

 

(Слайд 14) Если прибор сломался

Потребитель обязан в кратчайшие сроки известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент возникновения неисправности и обеспечить ремонт/замену в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя. Способы уведомления могут быть любыми, в том числе по телефону, на адрес электронной почты и так далее, если в договоре с исполнителем коммунальных услуг не указан конкретный способ.

Если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

Установленный прибор учета после его ремонта, замены и поверки опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с несанкционированным вмешательством в работу прибора.

Сроки передачи показаний устанавливаются исполнителем коммунальных услуг. Общепринятая практика передачи показаний с 23 по 25 число каждого месяца, следующих за месяцем введения ИПУ в эксплуатацию. Однако в конкретном случае сроки могут быть различными.

Если показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнителю не подаются, исполнитель обязан провести проверку состояния установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета, факта его наличия или отсутствия и снять показания прибора учета.

(Слайд 15) Внимание! Обращения потребителей по вопросам, связанным с установкой, заменой, вводом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета энергоресурсов и воды, расчетом размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, подлежат рассмотрению в рамках жилищного законодательства.

!!! Помните, что прибор учета не экономит соответствующий коммунальный ресурс, а только показывает объем его фактического потребления.

 

(Слайд 16) Общедомовые (коллективные) приборы учета

Жилищный кодекс Российской Федерации (п.1 ст.39, п.1 ст.158) обязывает собственников жилого помещения нести расходы и на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести, установить и ввести в эксплуатацию. При этом, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

  • путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с п.5 ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ;
  • путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ;

б) ТСЖ, жилищно-строительным кооперативом:

  • путем членства собственников помещений в указанных организациях — в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;
  • путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями — в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому в данном варианте, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, перекладывается на обслуживающие организации (в зависимости от формы управления).

Стоит отметить, что управляющая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ч. 7 ст.12 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

В предложениях указываются:

  • расход на проведение данных мероприятий;
  • объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов;
  • сроки окупаемости предлагаемых мероприятий.

 

(Слайд 17) Ответственность за несоблюдение требований

по установке общедомовых приборов учета

Лица, ответственные за содержание многоквартирного дома несут ответственность за не соблюдение требований по установке общедомовых приборов учета (ст. 9.16. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Указанной статьейпредусмотрены три пункта, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов:

п.4.Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, «требований» энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах

  • штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

п.5.Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

п.6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, «требования» о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Спасибо за внимание!

На следующем занятии «Школы грамотного потребителя»

мы разберем тему:

«Полномочия органов власти в сфере ЖКХ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика