Тема 30: «Государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы»

скачать:

 

(Слайд 2) Собственники помещений в многоквартирных домах (далее – МКД)  часто путают два очень важных понятия: плату за жилищно-коммунальные услуги и тариф. На самом деле плата за услуги состоит из объема услуги, умноженного на тариф. А тариф — это стоимость единицы услуги, которая измерена в натуральном выражении — кубометр, киловатт и так далее.

В Ставропольском крае государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги осуществляет региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК СК).

Как устанавливаются тарифы?

Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года                          с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года рост тарифов на все коммунальные ресурсы (тепловую энергию, электрическую энергию, газ, воду, водоотведение) ежегодно происходит только со второго полугодия.

При принятии РТК СК тарифных решений эксперты комиссии руководствуются исключительно нормами федерального законодательства.

Ключевым регуляторным механизмом в сфере коммунальных услуг               в настоящее время является утверждение Правительством Российской Федерации индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Органы регулирования тарифов в регионах устанавливают тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить вышеназванные индексы.

(Слайд 3) На основании индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю Губернатором Ставропольского края утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям края. Изменение размера платы граждан за коммунальные услуги с 01 июля текущего года по отношению к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего года не должно превышать эти индексы. В Ставропольском крае предельный индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2017 году составляет 3,7%.

Обращаем внимание, что данные ограничения установлены для совокупного платежа граждан за весь набор коммунальных услуг при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг. Это означает, что рост платы за каждую конкретную коммунальную услугу может быть как выше, так и ниже установленных ограничений – при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых коммунальных услуг.

Процесс регулирования тарифов

(Слайд 4) В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют заявление об установлении тарифов на очередной год с приложением обосновывающих документов.

Приказом комиссии открывается дело и назначаются эксперты для рассмотрения представленных материалов, а также определяется метод регулирования тарифов.

В ходе проведения экспертизы материалов из состава тарифа исключаются необоснованные расходы, проводится анализ итогов хозяйственной деятельности организации за предыдущий период. Кроме того, при формировании тарифов принимаются во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.

Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования.

Подходы к формированию тарифов на коммунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятельности. Так, некоторые ценовые ставки устанавливаются единые для всех жителей Ставропольского края (электрическая энергия и газ), другие – индивидуально исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудования, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

Тарифы в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения

и водоотведения

(Слайд 5) Тарифы в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально на основании необходимой валовой выручки организации (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителю в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и услуги водоотведения, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и услуги водоотведения подлежат включению нижеследующие расходы на:

— энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);

— проведение обслуживания и ремонтных работ;

— химводоподготовку;

— заработную плату работников;

— отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);

— уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, налог на прибыль);

— амортизационные отчисления;

— прочие.

Тарифы в сфере электроснабжения

(Слайд 6) Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого субъекта Российской Федерации. Установленные на 2017 год тарифы (постановление РТК СК от 26 декабря 2016 г. № 51/1) соответствуют приказу ФАС России от 14 ноября 2016 г. № 1599а/16 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2017 год». Тарифы установлены на едином уровне для жителей Ставропольского края и составляют (с учетом НДС):

  • для городского населения в домах с газовыми плитами

с 01.01.2017 по 30.06.2017 — 4,16 руб./кВт∙ч,

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 4,33 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 4,086 процента);

  • для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками и сельского населения

с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 2,91 руб./кВт∙ч,

с 01.07.2017 по 31.12.2017 – 3,03 руб./кВт ч (с ростом относительно первого полугодия 4,12 процента).

В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения).

Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике.

Розничные цены на газ, реализуемый населению

(Слайд 7) Установление составляющих стоимости газа для всех потребителей, включая население, – это оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – отнесено законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области ценообразования (ФАС России). При этом оптовые цены на газ для населения каждого субъекта Российской Федерации устанавливаются на федеральном уровне на 20,6 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в этом регионе. Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

В соответствии с требованиями законодательства, начиная с 01 июля 2014 года при формировании розничных цен на газ для населения края осуществляется дифференциация цен по группам направлений его использования населением. Для граждан, использующих газ только на приготовление пищи и (или) нагрев воды, то есть проживающих в домах с централизованным отоплением, цена с 01 июля 2016 года составляет 5,39 руб. за 1 куб. метр. Для жителей края, использующих газ в том числе для целей отопления, то есть проживающих в домах с газовым отоплением – 5,36 руб. за 1 куб. метр (независимо от направлений использования газа и фактического неиспользования газа на отопление в летний период). Обращаем внимание, цены в указанных размерах будут действовать по 30 июня 2017 года.

Тарифное решение об установлении с 01 июля 2017 года розничных цен на газ, реализуемый населению Ставропольского края, будет принято РТК Ставропольского края в июне 2017 года (после принятия на федеральном уровне всех необходимых документов).

Тарифы на горячую воду

(Слайд 8) Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

РТК Ставропольского края как орган исполнительной власти в области государственного регулирования не наделена полномочиями по проверке правильности начисления платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение. Согласно Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 493, проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отнесена к полномочиям органов государственного жилищного надзора.

Поэтому по вопросу о правильности определения стоимости 1 куб. метра горячей воды рекомендуем обращаться в управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Войтика 10/1,

тел.: (8652)28-30-80,

email: nadzor26@stavregion.ru

Кроме того вопрос формирования тарифов на коммунальные ресурсы является весьма прозрачным для потребителей. Так, на федеральном уровне установлены Стандарты раскрытия информации в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (далее – Стандарты раскрытия информации).

Регулируемой организацией подлежит раскрытию как общая информация об организации, так и информация об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности), и предложениях организаций в отношении размеров цен (тарифов) в соответствующей сфере деятельности, направленных в РТК Ставропольского края.

Регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или), в случае его отсутствия, на официальном сайте органа местного самоуправления;

б) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления;

в) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.

За неисполнение обязанности о размещении подлежащей раскрытию информации организации могут быть привлечены к административной ответственности.

(Слайд 9) РТК Ставропольского края, в свою очередь, также на официальном сайте размещает информацию о структуре затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, а также о перечне организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в разрезе муниципальных образований Ставропольского края. По письменным обращениям граждан и юридических лиц комиссия также направляет полную структуру расходов регулируемых организаций.

Помимо этого, на официальном сайте размещена информация о тарифах на коммунальные ресурсы, установленных для населения Ставропольского края по каждому муниципальному образованию,постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края по установлению тарифов на коммунальные ресурсы, постановления Губернатора Ставропольского края об утверждении значений предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края.

(Слайд 10) Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации осуществляется внедрение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система), созданной на основании Федерального закона от 21 июля 2014года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

ГИС ЖКХ представляет собой единый информационный ресурс в сфере ЖКХ. Данная система позволит гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому и оказываемых услугах, о начислениях за жилищные и коммунальные услуги, совершать оплату по ним, направлять обращения в контролирующие органы, голосовать в электронной форме по вопросам управления домом, а органам власти принимать взвешенные управленческие решения на основе аналитической информации, содержащейся в системе, в режиме реального времени.

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы разберем тему

«Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами»

Яндекс.Метрика