Тема 31: «Новый порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. Права и обязанности участников»

(Слайд 2) Ежегодно в крае образуется более 1,2 млн. тонн отходов. При этом платят за вывоз мусора чуть более половины жителей Ставрополья (57%). Остальные – прежде всего, жители сельских поселений – эту услугу никогда не оплачивали, а образующийся мусор «утилизировали» самостоятельно – часть сжигали или «определяли» в компостную яму, остальное вывозили в ближайший овраг или лесополосу. Как следствие – образование многочисленных несанкционированных свалок.

Сегодня услуга «вывоз мусора» пока находится в составе жилищных услуг. Тариф на данную услугу нерегулируемый, а цена договорная. Она обусловлена правоотношениями хозяйствующих субъектов – население, мусоровывозящие компании и предприятия, специализирующиеся на обращении с отходами.

Новая система обращения с отходами – это путь к цивилизованной обработке и сортировке мусорных отходов, и предотвращению экологической катастрофы.

 

«Мусорная» реформа

 

(Слайд 3) 29 декабря 2014 года в Федеральный закон № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 458-ФЗ) были внесены изменения, которые кардинально меняют ситуацию в сфере обращения с отходами и вводят новые понятия. Если раньше обычный мусор именовался твердыми бытовыми отходами, то теперь – твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). А полномочия по организации деятельности для их сбора, транспортировки и захоронения с уровня органов местного самоуправления передаются на уровень региона.

Новая схема должна заработать в России с 1 января 2019 года. Но в Ставропольском крае она частично заработает с 1 января 2018 года. Такое решение было принято, поскольку край утвердил территориальную схему обращения с отходами в числе первых в России. А это ключевой элемент реформы, ведь именно территориальная схема включает всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования и количества до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

(Слайд 4) Новый порядок предусматривает раздельный сбор мусора и передачу услуг по его вывозу от управляющих компаний региональным операторам (далее – регоператор). Планируется, что таким образом можно будет коренным образом решить проблему несанкционированных свалок и недостаточного внедрения систем переработки мусора. В частности, в перспективе реформа предусматривает максимальный отказ от захоронения отходов.

(Слайд 5) 2 ноября 2017 года в Ставропольском крае утвердили региональную программу обращения с отходами производства и потребления, в том числе и ТКО.  Планируется, что в 2021 году доля обезвреженных ТКО в общем объеме ТКО, образованных в крае будет 8.2% (сейчас 7,4%), доля отходов, подвергшихся обработке и (или) обезвреживанию в общем объеме ТКО, образованных в крае — 98% (сейчас 82%). А количество объектов по обращению с отходами увеличится с 6 единиц до 25.

 

Региональный оператор

 

(Слайд 6) Регоператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами.

Что такое твердые коммунальные отходы? Это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.

(Слайд 7) Регоператор будет действовать на территории, которая ему отведена. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной 22 сентября 2016 года Правительством Ставропольского края, предусмотрены 4 зоны деятельности региональных операторов:

Зона деятельности № 1:

Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Труновский, Туркменский, Шпаковский районы Ставропольского края, Новоалександровский, Петровский, Изобильненский, Ипатовский городские округа, города Ставрополь и Невинномысск.

Зона деятельности № 2:

Георгиевский, Советский, Кировский и Минераловодский городские округа, Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы Ставропольского края, а также города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск.

Зона деятельности № 3:

Александровский, Новоселицкий районы Ставропольского края Благодарненский городской округ.

Зона деятельности № 4:

Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы Ставропольского края и Нефтекумский городской округ.

Соответственно речь идет о четырех регоператорах, которые будут работать в каждой из указанных зон.

Такое зонирование территории края обусловлено расположением имеющихся объектов по обработке ТКО, а также в целях оптимальной логистики при перемещении отходов от потребителей к конечным точкам обработки и складирования отходов.

(Слайд 8) Сегодня на территории края работает один мусоросжигательный завод в Пятигорске, действуют 8 лицензированных объектов по обработке и размещению отходов: 4 на западе и 4 в восточной зоне, из них два мусороперерабатывающих центра: в Северо-Западном и Юго-Восточном районе. Кроме того, введены в эксплуатацию объекты размещения отходов в Благодарненском и Советском районах.

 

Конкурс по отбору регоператора

 

До 1 марта 2018 года будут размещены извещения о проведении конкурсных отборов регоператоров на всей территории края, соответственно планируемое начало деятельности регоператоров по обращению с ТКО – июль 2018 г.

При этом в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами по обращению с ТКО необходимо заключить до 1 мая 2018 г., а начать свою деятельность региональные операторы должны не позднее 1 января 2019 г.

(Слайд 9) Министерством ЖКХ Ставропольского края проведен конкурсный отбор по выбору регоператора в 1-й зоне деятельности, по итогам которого с единственным участником – ООО «Эко-Сити» 2 июня 2017 года заключено соглашение об организации деятельности по ТКО и которому присвоен статус регоператора.

Регоператором направлены всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

На сайте министерства ЖКХ Ставропольского края в подразделе «Региональные операторы по обращению с ТКО» раздела «Деятельность» размещена информация о предприятии, а также телефон «горячей линии» — 8(800)770-09-23. Операторы линии проконсультируют жителей по всем интересующим вопросам, связанным с работой регоператора. Все звонки бесплатные.

Регоператор в 1-ой зоне деятельности обязан приступить к исполнению договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2018 года. Соответственно с этого времени услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами станет коммунальной и будет предоставляться жителям исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также по единому тарифу, который предстоит установить региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее — РТК СК).

В сентябре 2017 года регоператором проведен аукцион по отбору операторов по сбору и транспортированию ТКО. В результате выбрано 3 оператора (ООО «Эко-Регион), ООО «Полигон-Сервис», ООО «Эко-Сити ПР»).

Тариф

 

(Слайд 10) РТК СК должна утвердить единый тариф регоператора на обращение с ТКО. При этом размер платы за оказываемые услуги регоператором будет рассчитываться исходя из единого тарифа, установленного РТК и нормативов накопления ТКО, которые министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края планирует утвердить в декабре 2017 года.

Информирование потребителей о едином тарифе на услугу регионального оператора будет осуществлено дополнительно, путем размещения публикаций в СМИ и на официальном сайте регоператора в срок не позднее 10 дней с момента его утверждения.

В дальнейшем вопрос пересмотра тарифа может вновь возникнуть в случае, если, например, будет пересмотрена сама территориальная схема, на основании которой будет работать регоператор, изменятся социально-экономические условия, изменится природоохранное законодательство.

Осуществлять контроль в этой области должны министерство ЖКХ края и РТК СК.

(Слайд 11) Существующий на сегодняшний день средний размер платы за услугу по обращению с ТКО с человека в месяц по Ставропольскому краю 72 рубля. Плата населения за услуги по обращению с ТКО не должна быть больше средней существующей или по крайней мере с небольшим ростом, в пределах среднероссийских значений.

По данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края процент охвата населения договорными отношениями по сбору и вывозу ТКО по краю составляет около 57 % (чуть более 1,6 миллионов человек из 2,8 миллионов человек). Т.е. 43 % жителей края никогда эти услуги не оплачивали и вывозили ТКО самостоятельно в ближайшие овраги или на санкционированные органами местного самоуправления свалки.

Таким образом, перед регоператорами стоит непростая задача по обеспечению заключения договоров со всеми жителями края, при этом необходимо осознавать, что на начальном этапе эта цифра не превысит существующую. И поэтому регоператорам необходимо приложить максимум усилий, чтобы доказать населению необходимость размещения отходов только на санкционированных объектах обращения с отходами.

 

Вывоз мусора: с человека или с квадратного метра?

 

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание общего имущества в МКД.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов включен в перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД и соответственно является жилищной услугой (Постановление Правительства РФ от 13.08.2016г. №491). Плата за данную услугу рассчитывается исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений МКД.

Вместе с тем указанные услуги могут быть выделены в квитанции в отдельную строку.

Но в связи с тем, что в жилищное законодательство внесены изменения, согласно которым с 1 января 2019 г., а в Ставропольском крае с 1 января 2018 г. плата за коммунальные услуги будет включать в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.

 

Действия РО в случае отказа заключения договора со стороны собственника на оказание услуг или обнаружения                     несанкционированной свалки

 

(Слайд 12) В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с отходами путем заключения договора с регоператором.

Правила обращения с отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641, обязывают регоператора ликвидировать стихийные свалки, образующиеся в зоне его деятельности. В случае выявления регоператором стихийных свалок объемом свыше кубического метра регоператор должен обязать собственника, на чьем участке она расположена, ликвидировать ее. Если собственник земельного участка этот мусор не убрал, то регоператор должен в течение 30 дней самостоятельно это сделать и в судебном порядке взыскать средства с собственника этого земельного участка за уборку территории.

Региональный оператор в западной зоне Ставропольского края выбирается сроком на 15 лет. Если он нарушит правила обращения с отходами или условия соглашения с министерством, он может быть привлечен к ответственности, в том числе в виде крупных штрафов, или даже лишиться своего статуса.

Контроль за выполнением регоператором своих обязанностей возложен на министерство ЖКХ края.

 

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы рассмотрим тему:

«Распоряжение общим имуществом в МКД. Права и обязанности жителей. Доход в пользу дома»

Яндекс.Метрика