Тема 39: «Мусорная» реформа: старт и перспективы»

Лекция ««скачать»»

Презентация ««скачать»»

(Слайд 2) Ежегодно в крае образуется более 1,2 млн. тонн отходов. При этом платят за вывоз мусора чуть более половины жителей Ставрополья (57%). Остальные – прежде всего, жители сельских поселений – эту услугу никогда не оплачивали, а образующийся мусор «утилизировали» самостоятельно – часть сжигали или «определяли» в компостную яму, остальное вывозили в ближайший овраг или лесополосу. Как следствие – образование многочисленных несанкционированных свалок.

 

«Мусорная» реформа

 

(Слайд 3) 29 декабря 2014 года в Федеральный закон № 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 458-ФЗ) были внесены изменения, которые кардинально меняют ситуацию в сфере обращения с отходами и вводят новые понятия. Если раньше обычный мусор именовался твердыми бытовыми отходами, то теперь – твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). А полномочия по организации деятельности для их сбора, транспортировки и захоронения с уровня органов местного самоуправления передаются на уровень региона.

Новая схема должна заработать в России не позднее 1 января 2019 года. На части территории Ставропольского края она начала работать с 1 января 2018 года. Такое решение было принято, поскольку край утвердил территориальную схему обращения с отходами в числе первых в России. А это ключевой элемент реформы, ведь именно территориальная схма включает всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования и количества до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

(Слайд 4) Новый порядок предусматривает, что организацией полного цикла обращения с ТКО, начиная с вывоза мусора, должны заняться региональные операторы. Планируется, что таким образом можно будет коренным образом решить проблему несанкционированных свалок и недостаточного внедрения систем переработки мусора. В перспективе реформа предусматривает введение раздельного сбора отходов, а также поэтапный отказ от захоронения отходов в пользу увеличения доли их переработки.

(Слайд 5) 2 ноября 2017 года в Ставропольском крае утвердили региональную программу обращения с отходами производства и потребления, в том числе и ТКО.  Планируется, что в 2021 году доля обезвреженных ТКО в общем объеме ТКО, образованных в крае будет 8.2% (сейчас 7,4%), доля отходов, подвергшихся обработке и (или) обезвреживанию в общем объеме ТКО, образованных в крае — 98% (сейчас 82%). А количество объектов по обращению с отходами увеличится с 6 единиц до 25.

Региональный оператор

 

(Слайд 6) Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами.

Что такое твердые коммунальные отходы? Это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.

(Слайд 7) Регоператор будет действовать на территории, которая ему отведена. В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной 22 сентября 2016 года Правительством Ставропольского края, предусмотрены 4 зоны деятельности региональных операторов:

Зона деятельности № 1: Апанасенковский, Грачевский, Красногвардейский, Шпаковский, Труновский, Туркменский районы, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Петровский городские округи и город Ставрополь.

Зона деятельности № 2: Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы Ставропольского края, а также Георгиевский ГО, Кировский и Советский городские округи, города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск и Невинномысск.

Зона деятельности № 3: Александровский, Новоселицкий районы, Благодарненский городской округ.

Зона деятельности № 4: Арзгирский, Буденновский, Левокумский, районы, Нефтекумский городской округ.

Соответственно речь идет о четырех регоператорах, которые будут работать в каждой из указанных зон.

Такое зонирование территории края обусловлено расположением имеющихся объектов по обработке ТКО, а также в целях оптимальной логистики при перемещении отходов от потребителей к конечным точкам обработки и складирования отходов.

(Слайд 8) Сегодня на территории края работает один мусоросжигательный завод в Пятигорске, действуют 9 лицензированных объектов по обработке и размещению отходов: 4 на западе и 5 в восточной зоне, из них два мусороперерабатывающих центра: в Северо-Западном и Юго-Восточном районе. Кроме того, введен в эксплуатацию объект размещения отходов в Советском городском округе.

Также приняты все необходимые нормативные правовые акты для перехода Ставропольского края на новую систему обращения с отходами:

— постановление Правительства Ставропольского края от 07 июля 2017 г. № 272-п «Об установлении условий проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края»;

— постановление Правительства Ставропольского края от 07 августа 2017 г. № 315-п «Об установлении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края»;

— постановление Правительства Ставропольского края от 07 марта 2017 г. № 69-п «Об утверждении содержания и порядка заключения соглашения между органом исполнительной власти Ставропольского края и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

— постановление Правительства Ставропольского края от 02 ноября 2017 г. № 430-п «Об утверждении региональной программы «Обращение с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Ставропольском крае»

— приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 30 марта 2017 г. № 103 «О комиссии по проведению конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ставропольского края»;

— приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25 мая 2017 г. № 155 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ставропольского края»;

— приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ставропольского края.

 

Конкурс по выбору регоператора

 

До 1 марта 2018 года будут размещены извещения о проведении конкурсных отборов регоператоров на всей территории края. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами по обращению с ТКО необходимо заключить до 1 мая 2018 г., а начать свою деятельность региональные операторы должны не позднее 1 января 2019 г.

В своей деятельности по выбору региональных операторов по обращению с ТКО министерство руководствуется пятью основными критериями:

— сдерживание тарифа по обращению с ТКО;

— рациональное расположение и использование объектов по обращению с ТКО во взаимосвязи с объемами образования ТКО;

— охват системой сбора, вывоза, обработки, обезвреживания, размещения и утилизации ТКО всего населения края;

— недопустимость сокращения рабочих мест в сфере обращения с ТКО;

— недопущение появления новых санкционированных и несанкционированных свалок отходов.

С началом деятельности региональных операторов твердые коммунальные отходы должны будут размещаться только на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов.

(Слайд 9) Министерством ЖКХ Ставропольского края проведен конкурсный отбор по выбору регоператора в 1-й зоне деятельности, по итогам которого с единственным участником – ООО «Эко-Сити» 2 июня 2017 года заключено соглашение об организации деятельности по ТКО и которому присвоен статус регоператора.

Регоператором направлены всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

На сайте министерства ЖКХ Ставропольского края в подразделе «Региональные операторы по обращению с ТКО» раздела «Деятельность» размещена информация о предприятии, а также телефон «горячей линии» — 8(800)770-09-23. Операторы линии проконсультируют жителей по всем интересующим вопросам, связанным с работой регоператора. Все звонки бесплатные.

Регоператор в 1-ой зоне деятельности приступил к исполнению договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с 1 января 2018 года.

 

Тариф

 

(Слайд 10) В соответствии с постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 63 от 19.12.2017 г. ООО «Эко-Сити» установлен предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г. в размере 694,49 руб. за 1 куб. метр с учетом налога на добавленную стоимость. Также 26 декабря 2017 года приказом № 347 министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (размещены в открытом доступе на сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края www.mingkhsk.ru).

(Слайд 11) ООО «Эко-Сити» для осуществления расчетов с населением за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами предельный тариф применяться не будет (за исключением сельских населенных пунктов Шпаковского района). Для осуществления расчетов с населением ООО «Эко-Сити» будет применяться следующая стоимость услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения (включая НДС), согласованная с соответствующими органами местного самоуправления:

  1. Городской округ Ставрополь, г.Михайловск:

— 130 руб. на 1 чел. в месяц для жителей индивидуальных жилых домов (далее – ИЖД);

— 100 руб. на 1 чел. в месяц для жителей многоквартирных жилых домов (далее – МКД).

  1. Административные центры районов и городских округов, городские населенные пункты:

— 100 руб. на 1 чел. в месяц для жителей ИЖД;

—  90 руб. на 1 чел. в месяц для жителей МКД.

  1. Сельские населенные пункты Шпаковского района:

— 86,81 руб. на 1 чел. в месяц для жителей ИЖД;

— 92,59 руб. на 1 чел. в месяц для жителей МКД.

  1. Прочие сельские населенные пункты (за исключением Шпаковского, Красногвардейского районов): 65 руб. на 1 чел. в месяц.

Увеличение размера платы населения за услугу по обращению с ТКО в значительной степени обусловлено двумя составляющими, которые раньше отсутствовали в тарифах операторов по обращению с ТКО – это налог на добавленную стоимость и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В дальнейшем вопрос пересмотра тарифа может вновь возникнуть в случае, если, например, будет пересмотрена сама территориальная схема, на основании которой будет работать регоператор, изменятся социально-экономические условия, изменится природоохранное законодательство.

Осуществлять контроль в этой области должны министерство ЖКХ края и РТК СК.

По данным органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края процент охвата населения договорными отношениями по сбору и вывозу ТКО по краю составляет около 57 % (чуть более 1,6 миллионов человек из 2,8 миллионов человек). Т.е. 43 % жителей края никогда эти услуги не оплачивали и вывозили ТКО самостоятельно в ближайшие овраги или на санкционированные органами местного самоуправления свалки.

Таким образом, перед регоператорами стоит непростая задача по обеспечению заключения договоров со всеми жителями края, при этом необходимо осознавать, что на начальном этапе эта цифра не превысит существующую. И поэтому регоператорам необходимо приложить максимум усилий, чтобы доказать населению необходимость размещения отходов только на санкционированных объектах обращения с отходами.

Отказаться от услуг регионального оператора нельзя. Обязанность физических и юридических лиц заключить с ним договор на вывоз мусора закреплена в Жилищном кодексе РФ. Кроме того, вся коммунальная техника единственного пока в крае регоператора оснащена приборами ГЛОНАСС. Соответственно, выяснить, приезжал ли мусоровоз для сбора отходов на конкретной улице, не составит труда. Поэтому «прятать» мусор в лесополосах или чужих контейнерах бессмысленно – заплатить за услугу все равно придется.

В многоквартирных домах договор на обращение с ТКО заключается между региональным оператором и управляющей компанией, товариществом собственников жилья, иным кооперативом. При непосредственном управлении и с жителями частного сектора региональный оператор заключает договоры индивидуально, с каждым собственником жилья.

 

Платить за мусор – по прописке?

 

Один из самых часто задаваемых вопросов стартовавшей в крае «мусорной» реформы как начисляется плата с зарегистрированных, но фактически не проживающих в доме или квартире граждан.

Это особенно актуально для сельчан, чьи дети уехали учиться или работать в город, но прописаны дома. В этом случае, в соответствии с жилищным законодательством, при заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО нужно предоставить документы, подтверждающие, что зарегистрированный в доме или квартире гражданин фактически проживает в другом месте. Это может быть документ о регистрации по факту временного пребывания, справка из учебного заведения. Полный перечень установлен постановлением Правительства РФ № 354.

Другая сторона медали – как организовать сбор платы за мусор с так называемых «резиновых» домов и квартир, где по факту проживает больше людей, чем зарегистрировано. В этом случае управляющая компания, ТСЖ или владелец частного дома могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальную услугу. Стоит отметить, что по закону, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически живет в этом доме или квартире более 5 дней подряд.

Есть форма расчета для пустых квартир и таких, где официально никто не зарегистрирован и временно не проживает: объем коммунальной услуги по обращению с ТКО будет рассчитываться с учетом количества собственников.

Как и за остальные коммунальные услуги, за вывоз мусора предусмотрен перерасчет платы, если потребитель отсутствовал более 5 полных календарных дней – был в отпуске, командировке, находился в лечебном учреждении. Для этого нужно обратиться с заявлением и подтверждающими документами в управляющую организацию или к региональному оператору, если договор заключался непосредственно с ним.

 

 

Где взять контейнеры? Кто должен их предоставить?

 

Контейнеры могут предоставляться управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Соответственно, необходимо обратиться в управляющую организацию, местную администрацию. Жители индивидуальных домов могут купить контейнер в собственность и обратиться в администрацию для определения места установки контейнера.

Содержать контейнерные площадки; специальные площадки для крупногабаритных отходов; территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в многоквартирных домах (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (администрация муниципального образования). Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

 

Где узнать график вывоза?

 

Для жителей северо-западной части края, в зоне деятельности ООО «Эко-Сити», графики вывоза мусора размещены на сайте регионального оператора. Кроме того, графики будут направлены в местные администрации для возможного размещения на сайтах районных и местных администраций, информационных стендах районных и местных администраций, объявления с графиками будут размещены в местах наибольшего посещения жителями и направлены в СМИ.

В случае нарушения графика вывоза мусора жители многоквартирных домов должны обращаться в свою управляющую организацию, жители частного сектора – в диспетчерскую регионального оператора.

Действия РО в случае отказа заключения договора со стороны собственника на оказание услуг или обнаружения несанкционированной свалки

 

(Слайд 12) В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственник жилого дома или его части обязан обеспечивать обращение с отходами путем заключения договора с регоператором.

Правила обращения с отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641, обязывают регоператора ликвидировать стихийные свалки, образующиеся в зоне его деятельности. В случае выявления регоператором стихийных свалок объемом свыше кубического метра регоператор должен обязать собственника, на чьем участке она расположена, ликвидировать ее. Если собственник земельного участка этот мусор не убрал, то регоператор должен в течение 30 дней самостоятельно это сделать и в судебном порядке взыскать средства с собственника этого земельного участка за уборку территории.

Региональные операторы выбираются сроком на 15 лет. Если региональный оператор нарушит правила обращения с отходами или условия соглашения с министерством, он может быть привлечен к ответственности, в том числе в виде крупных штрафов, или даже лишиться своего статуса.

Контроль за выполнением регоператорами их обязанностей возложен на министерство ЖКХ края.

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы рассмотрим тему:

«Прямые договоры в ЖКХ»

Яндекс.Метрика