Тема 45: «Порядок предоставления коммунальных услуг: понятие «исполнитель коммунальных услуг», границы ответственности, штрафы»

Лекция 45 (Скачать…)

Презентация (Скачать…)

(Слайд 2) Требования к предоставлению коммунальных услуг описаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 г. № 354 (далее – Правила № 354).

К коммунальным услугам относятся:

  • холодное водоснабжение
  • горячее водоснабжение
  • водоотведение
  • отопление
  • электроснабжение
  • газоснабжение
  • обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Кроме того, коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению подразделяются на:

  • услуги индивидуального потребления, то есть расходуемые лицами, пользующимися жилыми и нежилыми помещениям, непосредственно в них самих;
  • услуги, потребляемые на содержание общего имущества и обеспечения его функционирования (статья 40. раздела VI Правил № 354).

Конкретный перечень коммунальных услуг, предоставляемых жильцам конкретного многоквартирного дома (МКД) зависит от уровня благоустройства данного дома.

Исполнители коммунальных услуг

(Слайд 3) Исполнитель коммунальных услуг – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.

Исполнителями коммунальных услуг могут выступать:

  • управляющие компании (УК)
  • товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (СПК)
  • ресурсоснабжающие организации (РСО).

(Слайд 4) Если в многоквартирном доме (МКД) в качестве способа управления выбрано управление УК, ТСЖ, ЖСК или СПК, то указанные организации по умолчанию являются исполнителями коммунальных услуг (ч.1 ст. 135, ч. 2.2, 2.3, 12 ст. 161, ч.2 ст. 164 Жилищного кодекса), то есть несут ответственность за предоставление коммунальных услуг внутри дома.

При этом предоставление коммунальных услуг собственникам указанными организациями возможно только с момента заключения ими договора поставки коммунальных ресурсов с РСО (п. 6 раздела II Правил №354).

!!! РСО в этом случае отвечает лишь за предоставление коммунальных ресурсов до границы балансовой принадлежности сетей к исполнителю коммунальной услуги, как правило.

Точное разграничение балансовой принадлежности сетей, а значит и зон ответственности за них между РСО и управляющей организацией (УК, ТСЖ, ЖСК или СПК), выбранной в доме осуществляется в договоре поставки коммунального ресурса между указанными организациями или в приложении к нему.

Вместе с тем, даже выбрав в доме УК или ТСЖ, собственники имеют право принять на общем собрании решение о переходе на «прямые расчеты» с РСО и регоператором по обращению с ТКО в обход управляющих компаний (статья 157.2 Жилищного кодекса). В этом случае исполнителем коммунальных услуг, по которым принято указанное решение будет являться РСО и/или регоператор по обращению с ТКО. Соответственно они и будут нести ответственность за предоставление указанных услуг до конечного потребителя.

Данный закон также предусматривает возможность автоматического перехода на «прямые договоры» с потребителями в случае, если у управляющей компании есть задолженность перед РСО более, чем за два месяца. Процесс перехода в этом случае инициирует поставщики ресурса.

Ну и наконец, РСО являются исполнителем всех коммунальных услуг, предоставляемых МКД в случае, когда в нем в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений (п.9 статьи 157.2 Жилищного кодекса).

 Права и обязанности исполнителя коммунальной услуги

(Слайд 5) Исполнитель коммунальных услуг обязан:

  1. предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества;
  2. заключать с РСО договоры о приобретении коммунальных ресурсов;
  3. самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, если иное не определено в договоре, заключенном с РСО;
  4. производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  5. производить по обращению потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
  6. при наличии общедомового прибора учета (ОДПУ) ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний ОДПУ, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОДПУ, обеспечивать сохранность информации о показаниях ОДПУ, квартирных приборов учета в течение не менее 3 лет;
  7. осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых помещений, проверку состояния таких приборов учета, если договором и (или) решением общего собрания собственников помещений в МКД не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета;
  8. осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
  9. принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

В случаях, установленных Правилами № 354, а также в случаях и в сроки, которые определены договором, и (или) решением собственников помещений в МКД, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

9.1 осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных настоящими Правилами;

  1. Уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о:
  • сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу;
  • о применении мер в случае непредставления сведений о показаниях приборов учета на протяжении трех расчетных месяцев. В частности, о начислении платы за коммунальную услугу, исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, а в случае непредоставления сведений и в последующие периоды об определении платы за коммунальные услуги по нормативу.

10.(1) уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации:

  • о последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в жилое (нежилое) помещение или домовладение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее переданных потребителем сведений о показаниях приборов учета;
  • о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
  1. принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, — также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
  2. вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;
  3. при поступлении жалобы (заявления, обращения, требования и претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в помещениях либо на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы и в случае обнаружения утечки газа обеспечить безопасность людей и ликвидацию обнаруженной утечки;
  4. информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
  5. информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;
  6. согласовывать с потребителем устно время доступа в занимаемое им жилое или нежилое помещение либо направить ему письменное уведомление о проведении плановых работ внутри помещения не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала проведения таких работ, в котором указать:
  • дату и время проведения работ, вид работ и продолжительность их проведения;
  • номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления;
  • должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ;
  1. предоставлять потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
  • сведения об исполнителе (наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя);
  • адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
  • размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
  • информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;
  • порядок и форму оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета;
  • показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг;
  • сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
  • наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил № 354;
  1. предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;
  2. обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям осуществляется РСО;
  3. не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен МКД;
  4. осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен МКД, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

— осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, установленном пунктами 81-81 (9) Правил № 354.

  1. нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

(Слайд 6) Помимо этого, исполнитель коммунальных услуг имеет право:

  1. требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, — уплаты неустоек (штрафов, пеней);
  2. требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время;
  3. требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб);
  4. осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях);
  5. устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
  6. приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов;
  7. привлекать организацию или индивидуального предпринимателя:
  • для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;
  • для доставки платежных документов потребителям;
  • для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям;
  1. устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан;
  2. осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета;
  3. уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, посредством размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
  4. осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Требования к качеству коммунальных услуг

(Слайд 7) Требования к качеству коммунальных услуг, а также допустимые перерывы в их предоставлении закреплены в приложении № 1 к Правилам № 354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны. Вкратце обозначим основные моменты для каждой коммунальной услуги.

Холодное водоснабжение должно быть доступно собственникам помещений МКД круглосуточно в течение всего года. При этом общая продолжительность перерывов в подаче холодной воды в течение месяца не должна превышать 8 часов, а единовременное отключение от холодного водоснабжения не должно превышать 4 часа подряд. Оба случая допустимы только при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения.

Также холодная вода должна предоставляться надлежащего качества по составу (соответствовать СанПиН 2.1.4.1074-01) и давлению подачи.

(Слайд 8) Горячее водоснабжение также, как и холодное, должно осуществляться круглосуточно в течение всего года. Допустимая продолжительность перерывов такая же, как и для холодного водоснабжения. Но в случае, если авария произошла на тупиковой магистрали, перерыв может составлять до 24 часов. Кроме того, допустим перерыв в подаче коммунальной услуги до 14 дней в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

!!! Горячая вода должна предоставляться надлежащей температуры. Температура горячей воды для конечного потребителя должна составлять от 60°C до 75°C (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимое отклонение температуры горячей воды в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) — не более чем на 5 °C, в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) — не более чем на 3°C. В соответствии с прим. 2 к приложению № 1 перед определением температуры горячей воды производится слив воды в течение не более 3 минут.

Горячая вода, как и холодная, должна предоставляться надлежащего качества по составу (СанПиН 2.1.4.2496-09) и давлению подачи.

(Слайд 9) Водоотведение. Бесперебойно, круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва водоотведения составляет не более 8 часов суммарно в течение 1 месяца или 4 часа единовременно (в том числе при аварии).

(Слайд 10) Электроснабжение потребителей должно осуществляться бесперебойно, круглосуточно в течение года. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа — при наличии 1 источника питания. Электрическая энергия должна предоставляться надлежащего качества: установленного напряжения и частоты электрического тока (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92).

(Слайд 11) Газоснабжение должно осуществляться бесперебойно, круглосуточно в течение всего года. Допустимая продолжительность перерыва газоснабжения — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Подаваемый газ по своим свойствам должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 5542-87).

Еще один важный для газоснабжения показатель — это давление предоставляемого газа, которое должно составлять в норме от 0,0012 МПа до 0,003 МПа. Отклонение давления газа более, чем на 0,0005 МПа не допускается

(Слайд 12) Отоплении должно осуществляться круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода. Отопление должно обеспечивать надлежащую температуру в помещениях.

Допустимая продолжительность перерыва отопления регламентирована Правилами № 354 (приложение 1) и зависит от температуры воздуха в жилых помещениях. Например, при температуре воздуха в квартире от +12 °C, перерыв отопления не должен превышать 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца или не более 16 часов единовременно.

Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается.

(Слайд 13) Вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления должен осуществляться:

  • в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток,
  • в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Допустимое отклонение сроков:

  • не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
  • не более 48 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;
  • не более 24 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C

!!! Если коммунальные услуги предоставляются с перерывами, превышающими установленную продолжительность или ненадлежащего качества, потребитель вправе зафиксировать данный факт путем актирования и потребовать от исполнителя произвести перерасчет платы в сторону уменьшения.

 

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность

(Слайд 14) Процедура установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность регламентирована разделом 10 Правил № 354.

!!! При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем:

  • в письменной форме
  • устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

При этом потребитель обязан сообщить:

  • свои фамилию, имя и отчество,
  • точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги;
  • вид такой коммунальной услуги.

Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю:

  • сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество),
  • номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя;
  • время его регистрации.

(Слайд 15) Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения проверки в этом случае, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

В случае непроведения исполнителем проверки в указанный срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг, в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы, потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.

В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются:

  • дата и время проведения проверки,
  • выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги,
  • использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений,
  • выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 данных Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении № 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

!!! Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

 Плата за коммунальные услуги

(Слайд 16) Для предоставления коммунальных услуг требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Водоотведение и обращение с ТКО также приравнивается к коммунальному ресурсу.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:

  • тариф на коммунальный ресурс;
  • объем потребления коммунального ресурса.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

В Ставропольском крае тарифы на коммунальные услуги устанавливает региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК).

Что касается горячего водоснабжения, начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

!!! Никто из иных участников жилищно-коммунальных отношений не вправе устанавливать или утверждать тарифы на коммунальные ресурсы.

Объем потребленного коммунального ресурса определяется тремя способами:

  • по показаниям индивидуального (квартирного) прибора учета, если потребитель вовремя передал их исполнителю коммунальной услуги;
  • по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, если потребитель имеет функционирующий прибор учета, но по каким-то причинам вовремя не передал показания потребления за месяц. В этом случае среднемесячный показатель потребления рассчитывается исходя из объемов потребления за предыдущие шесть месяцев;
  • по нормативу, утвержденному нормативно-правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, исходя из количества проживающих граждан. Данный способ применяется, если потребитель не установил поквартирные приборы учета или не передавал их показания более трех месяцев.

(Слайд 17) Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги отнесена к полномочиям управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Войтика, 10/1,

тел. (8652)28-30-80,

e-mail: nadzor26@stavregion.ru.

 Штраф в пользу потребителя

(Слайд 18) Управляющую компанию, ТСЖ или ЖСК можно оштрафовать за неверно начисленную плату за жилищные и, если она является исполнителем, коммунальные услуги. Если в МКД действует схема «прямых договоров», штраф заплатит РСО. Механизм привлечения исполнителей жилищно-коммунальных услуг к финансовой ответственности за нарушения порядка расчета платы прописан в 156 и 157 статьях Жилищного кодекса.

В качестве наказания за необоснованное увеличение платы за жилищные и коммунальные услуги (водо, электро-, тепло-, газоснабжение и водоотведение) определен штраф в размере 50% от суммы превышения начисленной платы.

Для применения этой санкции потребитель, обнаружив в квитанции суммы, не соответствующие действительности, может направить в адрес организации, управляющей домом/исполнителю коммунальных услуг (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК или РСО), заявление о выплате штрафа. Исполнителю отводится 30 дней на проведение проверки и принятие решения.

Если факт нарушения подтвердится, управляющая организация обязана сделать перерасчет и сверх того – в течение двух месяцев со дня получения обращения выплатить внимательному потребителю штраф. Правда, не в натуральном виде, а путем уменьшения размера платы за коммунальную услугу. Для наглядности штраф будет отражен в платежном документе отдельной строкой.

При этом закон предусматривает два случая, когда управляющая организация сможет избежать наказания за неверные расчеты:

  • нарушение произошло по вине самого потребителя (к примеру, неверно поданы показания приборов учета);
  • нарушение устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

Спасибо за внимание!

Следующее занятие будет посвящено теме «Энергосбережение: правила экономии электроэнергии в быту»

 

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика