Актуальные проблемы жилищно-коммунального хозяйства обсудили 11 ноября в краевом министерстве ЖКХ в формате круглого стола. В работе приняли участие министр Ольга Силюкова, уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае Алексей Селюков, начальник краевого управления по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко, председатель комиссии по развитию местного самоуправления, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Общественной палаты Ставропольского края Николай Стаценко, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта Александра Будяк, представители региональной тарифной комиссии, краевого министерства энергетики, промышленности и связи, ресурсоснабжающих и общественных организаций.

Главной темой дискуссии стал вопрос взаимоотношений собственников жилья и поставщиков коммунальных услуг, в том числе: правила поверки приборов учета коммунальных ресурсов, порядок начисления платы за общедомовые нужды, работа с должниками.

Анализ обращений граждан, поступающих в НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» (Москва), показывает, что из всей тематики ЖКХ россиян больше всего волнуют вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Этой проблематике посвящена четверть обращений, поступающих в общественную организацию.

По мнению Алексея Селюкова, это показатель слабой информированности граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ, низкого уровня информационной открытости при формировании тарифов.

Ольга Силюкова пояснила, что работа по информированию населения ведется на разных уровнях: и министерством, и органами местного самоуправления, и ресурсоснабжающими организациями. При администрациях районов и городских округов ежемесячно проводятся занятия «Школы грамотного потребителя», создаются центры поддержки собственников, в которых специалисты смогут ответить на все волнующие граждан вопросы. На официальном сайте министерства в свободном доступе размещена «Азбука для потребитей услуг ЖКХ».

Специалисты администраций ведут мониторинг задолженности, оповещают должников, оказывают помощь в получении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В то же время поставщики коммунальных услуг работают с населением по реструктуризации долгов, распространяют информационные брошюры.

Заместитель председателя региональной тарифной комиссии Ставропольского края Сергей Губский рассказал, что в заседании правления по формированию тарифов на коммунальные услуги могут принимать участие все желающие, информация о проведении таких заседаний заранее размещается на официальном сайте.

Проработки на федеральном уровне, по мнению участников заседания, требует порядок поверки приборов учета коммунальных ресурсов. По сообщениям жителей края, их отключают от коммунальной услуги, не сообщив о необходимости поверки счетчика. Однако существующее законодательство возлагает на ресурсоснабжающие организации обязанность контроля качества поставляемого энергоресурса, в то время как контроль исправности приборов учета и сроков их поверки должны осуществлять сами жители, старшие домов, председатели ТСЖ и ЖСК или управляющие организации, если это прописано в договоре.

В ходе заседания «круглого стола» участники обсудили и необходимость предотвращения дестабилизации ситуации по задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги.

Одним из механизмов недопущения накапливания долгов является субсидирование на оплату услуг ЖКХ. Право на получение субсидий имеют те граждане, у которых на оплату услуг ЖКХ уходит более 22% дохода. Однако, как показывает статистика, механизм субсидирования на сегодняшний день в крае используется достаточно слабо.

В завершении заседания О. Силюкова пояснила, что решение «острых» проблем ЖКХ требует системного подхода, в частности, в ближайшее время будет создана рабочая группа по повторному рассмотрению обращений граждан, в которую войдут преставители органов государственной власти, ресурсоснабжающих и общественных организаций. В то же время, каждое обращение требует индивидуального подхода.

− В сложившейся экономической ситуации мы должны по-человечески отнестись к гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предложить им наиболее оптимальный способ погашения задолженностей, − пояснила министр.

В ходе совещания были выработаны рекомендации для исполнителей коммунальных услуг (управляющих и ресурсоснабжающих организаций), краевых органов власти, органов местного самоуправления, которые позволят снизить градус социальной напряженности в сфере ЖКХ.