Тема 58: «Правила предоставления льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги»

 

скачать:


(Слайд 2) Для многих семей плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) является существенной статьей расходов. Таким семьям государство предлагает воспользоваться финансовой поддержкой. Она выражается в виде льгот и субсидий на оплату ЖКУ.

К мерам социальной поддержки населения, предоставляемым в Ставропольском крае, относятся:

  • субсидии на оплату ЖКУ;
  • компенсации расходов на оплату ЖКУ и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (взнос на капремонт, МКД);

Это разные виды поддержки. Первая зависит от доли платежей за ЖКУ в совокупном доходе семейства, вторая – от категории гражданина. Остановимся поподробнее на каждой из них.

 

Субсидии на оплату ЖКУ

Субсидия – это безвозмездная финансовая помощь из регионального бюджета малоимущим гражданам, которая носит целевой характер. Ее можно направить только на оплату ЖКУ.

(Слайд 3) На финансовую помощь могут рассчитывать семьи, у которых плата за ЖКУ превышает 22 % в совокупном доходе семьи (статья 159 ЖК РФ). При этом во внимание принимаются не фактические затраты на ЖКУ, размер такой платы рассчитывается исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии (Закон Ставропольского края
от 28.12.2005 № 73-кз) и стандарта стоимости ЖКУ, установленного на уровне региона (постановления Правительства СК от 26.02.2019 № 78-п).

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения составляют:

18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек;

19 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из четырех человек;

20 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек;

24 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;

42 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.

Квадратные метры, превышающие эти цифры, субсидированию не подлежат.

Размеры краевых стандартов стоимости ЖКУ дифференцируются:

  • по видам жилых помещений;
  • по территориям нахождения жилого помещения;
  • по количеству проживающих в жилом помещении;
  • по факту уплаты взноса на капремонт.

 

В крае установлено 4 типа стандартов стоимости ЖКУ:

1 стандартдля пользователей жилья в государственном и муниципальном жилом фонде, нанимателей жилья по договору найма в частном жилом фонде, членов ТСЖ, ЖК и ЖСК
2 стандартдля собственников жилых помещений в МКД, которые обязаны оплачивать взнос на капремонт МКД
3 стандартдля собственников жилых помещений в МКД, которые не обязаны оплачивать взнос на капремонт МКД
4 стандартдля собственников жилых домов

 

Например, в Ставрополе в 2019 году стандарт стоимости ЖКУ для владельца жилья в МКД, проживающего в семье из четырех человек и имеющего обязанность оплачивать взнос на капремонт МКД, составляет чуть больше 2,5 тыс. рублей на одного человека.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума предусмотрена дополнительная гарантия социальной поддержки со стороны государства, для них максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ ниже 22% на величину поправочного коэффициента. Данный коэффициент индивидуален для каждой малоимущей семьи, поскольку зависит от величины прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи.

Для справки: Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2019 года установлена постановлением Правительства Ставропольского края
от 26.07.2019 № 326-п:

Для трудоспособного населения
10222 руб./мес.
Для детей
9843 руб./мес.
Для пенсионеров
7810 руб./мес.

Важно! В предоставлении субсидии откажут, если заявитель окажется должником по оплате ЖКУ (или отдельных ее видов).

Но ситуация поправима. Необходимо заключить с исполнителем услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающей организацией) соглашение о погашении задолженности в установленный срок. Чтобы получать субсидию необходимо выполнять условия такого соглашения.

Правила предоставления субсидий

Субсидии предоставляются только гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, если это прямо предусмотрено международными договорами.

Обратиться за получением субсидии могут:

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены ТСЖ, ЖСК или ЖК;
  • собственники жилых домов и МКД (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

(Слайд 4) Субсидии предоставляются гражданам по месту постоянного жительства на 6 месяцев. По истечении этого периода, при сохранении трудного материального положения, можно повторно обратиться за предоставлением субсидии. Количество обращений не ограничено.

При определении совокупного дохода семьи учитываются доходы за последние 6 месяцев самого заявителя, членов его семьи, проживающих с ним, а также доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, но проживающими с ними раздельно.

Размер субсидии равен разнице между краевым стандартом стоимости ЖКУ, исчисленным на семью, и долей расходов семьи на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. В случае положительного решения о предоставлении субсидии, ее размер не должен превышать фактические расходы семьи на оплату ЖКУ.

На определение размера субсидии также влияет получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ. В целях исключения двойных выплат на оплату ЖКУ сумма выплачиваемой субсидии уменьшается на сумму выплачиваемых мер социальной поддержки на оплату ЖКУ, получаемых как самим получателем субсидии, так и членами его семьи, на то жилое помещение, на которое предоставляется субсидия.

(Слайд 5) Для того чтобы получить субсидию необходимо обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства. Для стандартной ситуации это:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы о платежах за ЖКУ за последний месяц перед месяцем подачи заявления;
  • документы о наличии (отсутствии) задолженности по оплате ЖКУ либо соглашение о поэтапном погашении задолженности (при наличии задолженности) и сведения о выполнении такого соглашения;
  • документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи заявителя за последние 6 месяцев, предшествующие месяцу подачи заявления;
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Заявление и документы могут направляться в адрес органа соцзащиты почтовым отправлением либо в форме электронного документа.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, истребуются органами соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

По истечении 6 месяцев получатель субсидии не позднее
10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии обязан представить в органы соцзащиты документы, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ, понесенные им ежемесячно в течение срока получения субсидии.

Далее органы соцзащиты осуществляют сравнение размера предоставленной субсидии с общей суммой фактических расходов на оплату ЖКУ получателя субсидии за период получения такой субсидии. Если размер выплаченной субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату услуг, то осуществляется возврат переплаченных средств в размере превышения либо в счет назначенной будущей субсидии, либо если субсидия не назначена – добровольно или в судебном порядке. Если же в результате сверки будет установлено, что фактические расходы на оплату ЖКУ оказались выше, чем общая сумма выплаченной субсидии, то такому получателю будет осуществлена доплата, но не более размера субсидии, исчисленного по Правилам.

 

СПРАВОЧНО:

В 2018 году субсидией воспользовалось 65 762 семьи (6,9% от семей, проживающих в крае), из них это 22 266 малоимущих семей (33,9% от числа семей, получивших субсидии). Средний размер субсидии по итогам
2018 года составил 1 755, 63 рублей на семью.

Расходы на предоставление субсидии в 2018 году составили
1 258,35 млн. рублей.

В 2019 году на указанные цели предусмотрено 1 500,04 млн. рублей. По состоянию на 01 июля текущего года субсидией воспользовались
55 846 семей.

 

Компенсация расходов на оплату ЖКУ

(Слайд 6) Компенсация расходов на оплату ЖКУ (компенсация на ЖКУ) по своей экономической сущности близка к субсидии, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина, нуждающегося в материальной помощи, то право на получение компенсации на ЖКУ предоставляется только отдельным категориям граждан, перечень которых определен федеральными законами.

Льготным категориям граждан, таким как: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов (войны, боевых действий) и инвалидов, предоставляется компенсации на ЖКУ в объеме, определенном федеральным законодательством.

Форма и порядок предоставления льгот определяется на уровне региона (постановление Правительства СК от 17 сентября 2008 г. № 145-п).

Предоставление компенсации на ЖКУ предполагает, что граждане ежемесячно оплачивают ЖКУ, а затем посредством компенсации льготникам возмещаются понесенные расходы.

Уровень возмещения затрат установлен для всех льготников единый – это 50% платы за ЖКУ.

(Слайд 7)

ВАЖНО!

  1. Расходы в части оплаты коммунальных услуг сверх нормативов потребления коммунальных услуг не компенсируются.
  2. Компенсация не распространяется на случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Если уровень возмещения одинаков для всех льготников, то объем льгот, т.е. виды ЖКУ, плата за которые компенсируется, определен федеральным законодательством конкретно для каждой категории, и он разный.

В связи с тем, что расходы на оплату ЖКУ и объем льгот у каждого льготника разные, то соответственно размер компенсации на ЖКУ у каждого льготника индивидуальный. В крае средний размер компенсации на ЖКУ, предоставленной в расчете на одного льготника в 2018 году, составил
913,52 рублей.

Остановимся поподробнее на исчислении размера компенсации на ЖКУ.

Общий размер компенсации на ЖКУ, который выплачивается льготнику, состоит из сумм компенсаций на оплату жилого помещения, взноса на капремонт и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется ежемесячно.

Компенсация на ЖКУ рассчитывается с учетом объема мер социальной поддержки, установленного федеральными законами для каждой льготной категории, на основании сведений, подтверждающих фактические расходы по оплате ЖКУ.

При отсутствии сведений о фактических расходах расчет размера компенсации на ЖКУ производится в следующем порядке.

Компенсация платы за жилищные услуги, отопление исчисляется исходя из доли льготника в общей площади жилого помещения и в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения
(18 кв. м). Доля определяется путем деления размера общей площади квартиры на количество всех зарегистрированных в ней граждан.

Расчет компенсации на ЖКУ в части расходов на уплату взноса на капремонт осуществляется льготникам, которые являются собственниками квартиры в МКД, исходя из их доли в праве собственности на жилое помещение, но не более 50% взноса на капремонт, ограниченного федеральным стандартом нормативной площади жилого помещения и региональными стандартами, установленными Законом Ставропольского края от 28.12.2005 № 73-кз.

Компенсация на ЖКУ в части расходов на оплату коммунальных услуг, назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, по тарифам, установленным региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

Если назначение компенсации на ЖКУ осуществляется по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего льготнику на праве собственности, в котором он не зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания, то размер компенсации на ЖКУ исчисляется по расходам на оплату на содержание жилого помещения, общедомовые нужды, взноса на капремонт в МКД и отопление.

Как и в случае с предоставлением субсидии при наличии задолженности по оплате за ЖКУ компенсация не предоставляется. Но при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения орган соцзащиты рассмотрит заявление.

Компенсация на ЖКУ предоставляется льготникам, проживающим в Ставропольском крае:

  • по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания;
  • по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

(Слайд 8) За предоставлением компенсации на ЖКУ можно обратиться лично в орган соцзащиты или в МФЦ по месту жительства, по месту пребывания, месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории края.

Дополнительно подать заявление можно:

  • в электронной форме;
  • посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность льготника и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи льготника, на которых распространяется компенсация на ЖКУ, и их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы о праве льготника на компенсацию на ЖКУ, для соответствующей категории, по образцу, установленному нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие степень родства (свойства) для каждого члена семьи (в том числе признанного таковым в судебном порядке), на которого распространяется компенсация на ЖКУ;
  • документ, подтверждающий согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении компенсации на ЖКУ, истребуются органами соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления компенсации на ЖКУ – период действия документа, дающего право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ.

 

СПРАВОЧНО:

В 2018 году компенсация на ЖКУ была предоставлена
183 394 льготникам.

Расходы на предоставление компенсации на ЖКУ в 2018 году составили 2 034,81 млн. рублей.

В 2019 году на предоставление компенсации на ЖКУ в бюджете Ставропольского края предусмотрено 2 006,50 млн. рублей.

По состоянию на 01 июля 2019 года на учете в органах соцзащиты края в качестве получателей компенсации на ЖКУ состояло 180 943 льготника.

 

Компенсация взноса на капремонт

(Слайд 9) Компенсации взноса на капремонт предоставляются:

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 50% от размера взносов.

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 100% от размера взносов.

Стоит отметить, что полученный размер компенсации ограничивается региональными стандартами нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии, установленными Законом Ставропольского края от 28.12.2005 № 73-кз.

Компенсация взноса на капремонт не предоставляется в том случае, если гражданин уже является получателем иных мер социальной поддержки, которыми предусмотрена компенсации взноса на капремонт. Также она не предоставляется, если у гражданина имеется задолженность по уплате взноса.

Компенсация взноса на капремонт предоставляется собственникам жилья, исходя из их доли в праве собственности.

(Слайд 10) Подать заявление может собственник жилья одним из трех способов:

  • лично в орган соцзащиты или МФЦ по месту жительства;
  • в орган соцзащиты в электронной форме;
  • в орган соцзащиты посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

  • документы, удостоверяющие личность и регистрацию гражданина по месту жительства;
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личности совместно зарегистрированных с гражданином по месту жительства членов его семьи и их регистрацию по месту жительства;
  • документы, подтверждающие отсутствие трудовой деятельности у гражданина и у совместно зарегистрированных с ним по месту жительства членов его семьи (трудовая книжка либо ее копия, заверенная органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в распоряжении которого находится пенсионное дело гражданина и пенсионные дела членов его семьи; военный билет);
  • документы, подтверждающие факт изменения фамилии, имени, отчества (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени);
  • справки, подтверждающие факт установления инвалидности I и (или) II группы совместно зарегистрированным с гражданином по месту жительства членам его семьи, выданные федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении компенсации взноса на капремонт, истребуются органами соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления компенсации взноса на капремонт –пожизненно, но не более срока действия региональной программы капремонта.

 

СПРАВОЧНО:

В 2018 году компенсация взноса на капремонт предоставлена
15 208 гражданам, достигшим возраста 70 и более лет.

Расходы на предоставление компенсации взноса на капремонт
в 2018 году составили 24 707,86 млн. рублей.

В 2019 году на предоставление компенсации взноса на капремонт в бюджете Ставропольского края предусмотрено 23 599,08 млн. рублей.

По состоянию на 01 июля 2019 года компенсация взноса на капремонт была предоставлена 15 667 гражданам.

 

Льготы на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО)

(Слайды 11-13)

В крае действуют системы скидок для отдельных категорий социально незащищенных граждан в зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО ООО «ЖКХ», ООО «Экострой», ООО «Эко-Сити» и
ООО «Комбинат благоустройства».

Категории и порядок предоставления льгот на услугу по обращению с ТКО устанавливают региональные операторы самостоятельно. В зависимости от решения того или иного регоператора число льготных категорий варьируется от трех до 11 (подробная информация размещена на сайте каждого из региональных операторов). А непременным условием получения скидок все региональные операторы назвали отсутствие задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Возможностью сэкономить на оплате услуги по обращению с ТКО воспользовались уже больше 50 тысяч человек.

 

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы рассмотрим тему:

«О правилах предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов»