скачать:

Тема 62:  «Система обращения с твердыми коммунальными отходами:   права и обязанности потребителей услуги, региональных операторов и органов власти»

(Слайд 2) В 2019 году Ставрополье, как и большинство регионов страны завершило переход на новую систему обращения с отходами. На прошлых занятиях, посвященных данной теме мы уже подробно разбирали, в чем суть реформы и что принципиально меняется в этой сфере для жителей края. Поэтому коротко напомним основные положения реформы.

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — это отходы, которые образуются в жилом помещении в процессе жизнедеятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими и юридическими лицами.

Задача реформы комплексная: ликвидация несанкционированных свалок, сокращение объема захораниваемых отходов, развитие культуры раздельного накопления мусора, развитие инфраструктуры по сортировке отходов, увеличение объемом переработки.

Для справки: В результате активной деятельности человека образуются горы мусора. Только в Ставропольском крае – около 1,4 млн. тонн в год. Многие регионы уже столкнулись с тем, что девать это «добро» больше некуда.

Около 70 % от общего количества образующихся отходов приходится на твердые коммунальные отходы, образуемые населением, которые в большинстве случаев захоранивались на несанкционированных свалках и по сути являются «миной замедленного действия».

В платежной квитанции услуга из жилищных перешла в коммунальные. Тариф теперь регулируемый и утверждается региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

Полномочия по организации деятельности для сбора, накопления ТКО, транспортировки, обработки и захоронения их с уровня органов местного самоуправления (ОМС) повсеместно переданы на уровень субъектов РФ, а организацией полного цикла обращения с ТКО занимаются специализированные организации – региональные операторы.

Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор с каждым собственником жилого помещения, а также с юридическими лицами, которые образуют ТКО на оказание услуг по обращению с отходами.

(Слайд 3) В Ставропольском крае их 4 и каждый действует на вверенной ему территории:

  • ООО «Эко-Сити» осуществляет свою деятельность на территории Апанасенковского, Грачевского, Красногвардейского, Шпаковского, Труновского, Туркменского районов, Изобильненского, Ипатовского, Новоалександровского, Петровского городского округа и города Ставрополя;

Адрес: 355035, г.Ставрополь, проспект Кулакова, д.13

Телефон: 8-800-770-09-23

E-mail: ecocity26@ecocity26.ru

Сайт: ecocity26.ru

  • ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» обслуживает Андроповский, Кочубеевский, Курский, Предгорный, Степновский районы Ставропольского края, а также Георгиевский ГО, Кировский и Советский городские округи, города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Минеральные Воды, Пятигорск и Невинномысск;

Адрес: 357210, Ставропольский край,

г. Минеральные Воды, ул. Горная, 17

Телефон: +7(87922)5-52-90

Cайт: www.tkow.ru

E-mail: gkhmv@yandex.ru

  • ООО «Экострой» взял на себя Александровский, Новоселицкий районы и Благодарненский городской округ;

Адрес: 357401, Ставропольский край,

г. Железноводск, ул. Энгельса, 17

Телефон: +7 (87932) 3–24–24

E-mail: ekostroy-z@mail.ru

Сайт: www.ekostroy26.ru

  • ООО «Комбинат благоустройства» обслуживает Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы и Нефтекумский городской округ.

Адрес: 356800, Ставропольский край,

г. Буденновск, ул. Микрорайон 3, д. 17, кв. 114

Телефон: +7 (86559) 2-62-94, 8(800)200-76-44

Абонентский отдел: +7 (86559) 2-21-18

Cайт: www.kombinatbs.ru

E-mail: kombinatbs@bk.ru

(Слайд 4) На регоператоров по ТКО возлагается функция координаторов всего цикла «жизни» отходов: транспортировка от мест складирования, сортировка, утилизация, обезвреживание и захоронение легальным способом в специально отведённых для этого местах.

(Слайд 5) В случае выявления регоператором стихийных свалок объемом свыше одного кубического метра регоператор должен уведомить об этом собственника, на чьем участке она расположена и потребовать ликвидировать ее. Если собственник земельного участка этот мусор не убрал, то регоператор должен в течение 30 дней самостоятельно это сделать, а затем он может в судебном порядке взыскать понесенные расходы.

Контроль за выполнением регоператорами своих обязанностей возложен на министерство ЖКХ Ставропольского края

 

Территориальная схема обращения отходами

Впервые на Ставрополье территориальная схема обращения с отходами была утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 году № 408-п. Она делит край на зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.

В конце 2019 года Правительство Ставрополья утвердило новую территориальную схему обращения с отходами в рамках нацпроекта «Экология».

Обновленная версия главного «мусорного» документа в крае приобрела дополнение в виде электронной модели, которая содержит полную информацию по отрасли и доступна для ознакомления всем желающим на сайте министерства ЖКХ СК www.mingkhsk.ru.

В ней собрана информация обо всех источниках образования отходов и контейнерных площадках, обнаруженных свалках, объектах обращения с отходами – существующих и планируемых к созданию в перспективе нескольких лет, о логистике отходов, пунктах приема вторсырья и т.д.

Это понятный и емкий документ, который фиксирует существующее положение дел в отрасли по обращению с отходами в крае и дает оптимальный сценарий ее развития на ближайшие годы. Ее можно ежегодно корректировать, с учетом изменяющихся условий.

(Слайд 6) Региональные операторы выбираются на период от 10 до 15 лет. И если организация нарушит правила обращения с отходами или условия соглашения с министерством, она может быть привлечена к ответственности, в том числе в виде крупных штрафов, или даже лишиться своего статуса.

В той или иной степени, работу регоператоров регулируют и другие ведомства.

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края устанавливает предельные тарифы на услуги регоператоров, выше которых они не могут выставить плату населению и юрлицам.

На основании действующих в крае нормативов накопления ТКО и утвержденных региональной тарифной комиссией СК предельных единых тарифов региональные операторы с 1 января 2020 года установили размер платы для населения, которая колеблется от 76 рублей до 155 рублей с человека в месяц (стоимость услуг по всем зонам деятельности регоператоров для разных категорий поселений отображена на слайдах 7-14)).

(Слайд 15) Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объёмов мусора), то законом для них предусмотрены два варианта расчёта. Либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму контейнеров. Право выбора в этом случае остается за юрлицом.

Управление Ставропольского края – государственная жилищная инспекция контролирует качество предоставляемой потребителям услуги по обращению с отходами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по СК и краевое министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды проводят мониторинг образования несанкционированных свалок.

Плюс – по всем вопросам работы регоператоров граждане могут обратиться в местные администрации.

(Слайд 16) Ознакомиться с нормативными правовыми актами в сфере обращения с ТКО на территории Ставропольского края можно на официальном сайте министерства в сети Интернет www.mingkhsk.ru (далее – сайт министерства) в разделе «Деятельность» → «Обращение с отходами».

 

Актуальные вопросы

 

(Слайд 17-18)

Договор на оказание услуги по обращению с ТКО

Обязанность физических и юридических лиц заключить с регоператором договор на вывоз мусора закреплена в Жилищном кодексе (ч.5 статья 30 ЖК РФ). Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга предоставляется в рамках договора публичной оферты, то есть, оформление договора в письменном виде не требуется. Но это не означает, что за оказанную услугу по обращению с ТКО можно не платить. Оплачивать ее нужно ежемесячно. Поэтому уйти от заключения договора невозможно.

 

Сжигать и закапывать мусор запрещено законом!!!

 

Оформить такой договор можно и в письменном виде. Что он дает собственнику? Из документа можно почерпнуть: с какой периодичностью, каким способом и в каком объеме региональный оператор заберет ТКО. Четко прописанные права и обязанности, как свои, так и регоператора, позволят взаимодействовать на цивилизованном уровне и вовремя решать возможные вопросы. Эти пункты являются существенными условиями договора.

Отказ от заключения договора, мотивированный тем, что конкретный человек или семья мусор не «производят», от ответственности не освобождает. Ежегодно накапливаемые в крае объемы отходов показывают, что в среднем каждый ставропольчанин выбрасывает от 1,5 до 2,8 куб. метров мусора. Показатель рассчитан исходя из значения региональных нормативов накопления ТКО в зависимости от категории жилья (многоквартирный дом или частный сектор), а также статуса населенного пункта и численности жителей.

 

Плата за мусор

За членов семьи, которые прописаны, но фактически (временно или постоянно) не живут по данном адресу, платить не нужно. Это право закреплено в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354. Чтобы им воспользоваться, необходимо направить письменное заявление регоператору, а также приложить документы, подтверждающие факт временного отсутствия потребителя. В качестве таких документов могут быть представлены:

— копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку, либо справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

— справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

— проездные билеты, оформленные на имя потребителя или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предоставляется их распечатка на бумажном носителе, а также посадочный талон в самолет, иные документы;

— счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

— справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием

— другие документы, подтверждающие факт отсутствия потребителя по месту прописки.

Если ни один из вышеперечисленных вариантов не подходит, рекомендуется обратиться за консультацией к регоператору и обговорить ситуацию. Специалисты предприятия подскажут как правильно оформить документы.

Перерасчет размера платы за услугу будет произведен за указанный в заявлении период, но не более чем за 6 месяцев. Подтверждать временное отсутствие потребителя по месту жительства необходимо каждые полгода.

Другая сторона медали – как организовать сбор платы за мусор с так называемых «резиновых» домов и квартир, где по факту проживает больше людей, чем зарегистрировано. В этом случае управляющая компания, ТСЖ или владелец частного дома могут составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, для расчета размера платы за коммунальную услугу. Стоит отметить, что по закону, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически живет в этом доме или квартире более 5 дней подряд.

Есть форма расчета для пустых квартир и таких, где официально никто не зарегистрирован и временно не проживает: объем коммунальной услуги по обращению с ТКО будет рассчитываться с учетом количества собственников.

 

График вывоза ТКО

Каждый регоператор размещает их на своем сайте в сети Интернет. Кроме того, графики направляются в местные администрации для возможного размещения на сайтах районных и местных администраций, информационных стендах районных и местных администраций, объявления с графиками размещаются в местах наибольшего посещения жителями и направляются в СМИ.

В случае нарушения графика вывоза мусора жители МКД должны обращаться в свою управляющую организацию, жители частного сектора – в диспетчерскую регоператора. В случае отсутствия реакции со стороны регоператора, необходимо обращаться в контролирующий орган – управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору.

 

Обустройство контейнерных площадок

(Слайд 19) Также жителей Ставрополья волнует вопрос обустройства контейнерных площадок. Кто должен их обустраивать и есть ли определенные требования?

В соответствии с законодательством, места накопления ТКО должны создаваться и обустраиваться органами местного самоуправления, за исключением тех случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, к примеру, если участок относится к придомовой территории МКД или садовому товариществу. Однако создание контейнерной площадки должно быть согласовано с муниципалитетом.

С 2019 года сведения обо всех таких площадках, их технических характеристиках, собственниках и источниках накопления отходов местные администрации будут фиксировать в специальном реестре. Этот реестр должен размещаться в свободном доступе на официальной странице администрации в сети Интернет.

Требования к местам накопления ТКО предусмотрены санитарными правилами содержания территорий населенных пунктов. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Если в силу сложившейся застройки возможности соблюсти эти требования нет, место расположения контейнеров определяется комиссионно с участием представителей местной администрации.

Содержать вышеуказанные объекты и территории, прилегающей к месту погрузки мусора, которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества, должны собственники помещений в МКД (УК, ТСЖ, ЖСК). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества в МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория (администрация муниципального образования). Ответственность регоператора за собираемый мусор и уборка просыпавшихся отходов при погрузке возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

К транспортированию также запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам. Регоператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом ТКО.

Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО на площадках, не указанных в договоре на оказание данной услуг.

Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

В случае поступления сигналов от граждан в адрес регоператора, местную администрацию или в Росприроднадзор по поводу случаев организации свалок соотвествующими органами проводится работа по выявлению нарушителя и привлечению его к ответственности.

 

(Слайд 20)

Крупногабаритный мусор

Жители часто задают вопрос, как правильно распрощаться с вышедшими из употребления предметами домашнего обихода, которые не положишь в обычный контейнер.

Крупные предметы размерами больше полуметра в высоту, ширину или длину (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.) – это крупногабаритные отходы (КГО). Они относятся к категории ТКО, то есть напрямую подпадают под ответственность регоператоров.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 определен примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту:

1. ФундаментыУстранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
2. Стены и фасадыГерметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
3. ПерекрытияЧастичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
4. КрышиУсиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
5. Оконные и дверные заполненияСмена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
6. Межквартирные перегородкиУсиление, смена, заделка отдельных участков.
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажейВосстановление или замена отдельных участков и элементов.
8. ПолыЗамена, восстановление отдельных участков.
9. Печи и очагиРаботы по устранению неисправностей.
10. Внутренняя отделкаВосстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
11. Центральное отоплениеУстановка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжениеУстановка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
13. Электроснабжение и электротехнические устройстваУстановка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
14. ВентиляцияЗамена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
15. МусоропроводВосстановление работоспособности вентиляционных и промывочных устройств, крышек мусороприемных клапанов и шиберных устройств.
16. Специальные общедомовые технические устройстваЗамена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.
17. Внешнее благоустройствоРемонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

 

Закон предписывает складировать КГО в бункерах-накопителях или на специальных площадках, откуда их забирает регоператор по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю. На сегодняшний день такие площадки оборудованы не везде, поэтому вывоз осуществляется по заявке жителей от мест их проживания: от многоквартирных домов – с площадок, выделенных под КГО, и аналогичных площадок в частном секторе. Дополнительная плата за данную услугу не взимается.

При выполнении работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347 в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 в составе твердых коммунальных отходов учитывались вышеуказанные виды отходов, а также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Относится ли строительный мусор к ТКО?

Виды отходов, которые относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (например, от капитального ремонта) запрещено складывать в контейнеры для ТКО. Подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке. Часть таких отходов может предоставлять опасность для человека и окружающей среды, в том числе из-за строительной пыли.

В обязанности регионального оператора по обращению с отходами не входит вывоз такого вида отходов. Ответственность за это несут лица, в процессе деятельности которых такой мусор образовался. Вывоз и утилизация подобных отходов должен производиться отдельно от ТКО. Строительный мусор вывозят специализированные компании по отдельному договору.

 

Льготы социально незащищенным слоям населения

 

(Слайды 21-23)

Все региональные операторы предоставляют скидки социально-незащищенным категориям граждан на свои услуги.

Категории и порядок предоставления льгот на услугу по обращению с ТКО устанавливают региональные операторы самостоятельно. В зависимости от решения того или иного регоператора число льготных категорий варьируется от трех до 11 (подробная информация размещена на сайте каждого из региональных операторов).

Для получения скидки обязательно наличие договора по обращению с ТКО с регоператором и отсутствие задолженностей за предоставленную услугу.

Подавать документы должен собственник жилья, даже если он не является льготником. Если потребитель в силу физических возможностей не может прийти за оформлением скидки самостоятельно, то это может сделать уполномоченное лицо на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме. Потребитель получит скидку с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Для оформления скидки необходимо написать заявление, предоставить копии документов, подтверждающих право на получение скидки, копию документа, содержащего сведения о количестве проживающих, письменное согласие на обработку персональных данных.

На сайте каждого регоператора размещена вся необходимая информация по оформлению льгот.

К сведению, в 2019 году возможностью сэкономить на оплате услуги по обращению с ТКО воспользовались больше 50 тысяч человек.

 

Задачи на будущее

Глобально «мусорная» реформа нацелена на снижение негативного воздействия на окружающую среду. С начала перехода на новую систему обращения с отходами уже много сделано, но немало вопросов еще предстоит решить. Например, организовать сбор и утилизацию опасных отходов, таких, как батарейки, глобально – наладить инфраструктуру раздельного сбора и переработки различных видов мусора.

 

Спасибо за внимание!

На следующем занятии мы разберем тему:

«Нормативы потребления коммунальных ресурсов. Повышающие коэффициенты: когда они применяются?»