скачать:

 

 

Тема 67: «Государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы»

 

Плата за коммунальные услуги рассчитывается как произведение объема услуги (ресурса) и тарифа.

Коммунальные услуги (далее – КУ) – это отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, то есть снабжение коммунальными ресурсами.

Для предоставления коммунальных услуг требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Для целей тарифного регулирования водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – обращение с ТКО) также приравнивается к коммунальному ресурсу.

Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.

 

Кто устанавливает тариф?

 

(Слайд 2) Так как оплата осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителем КУ (управляющие компании, ТСЖ, или РСО), среди потребителей довольно широко распространено мнение, что именно они и устанавливают тарифы. Другая популярная версия – тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления. Здесь логика тоже проста – администрация активно занимается вопросами благоустройства, значит, именно администрация и определяет стоимость услуг ЖКХ. Данные выводы не имеют под собой никаких оснований.

В Правилах предоставления КУ собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила 354) прописано:

«38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)».

Это значит, что приведенная норма ссылается на тарифы, установленные ДЛЯ РСО и, что у нее нет права самостоятельно устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы.

При расчете стоимости КУ применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ:

«Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

В Ставропольском крае государственное регулирование тарифов на коммунальные ресурсы осуществляет региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее – РТК СК, комиссия).

 

Как устанавливаются тарифы?

 

(Слайд 3) Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года, рост тарифов на все коммунальные ресурсы ежегодно происходит с 1 июля.

Исключением стал 2019 год, когда тарифы менялись дважды. Необходимость пересмотра тарифов с 1 января 2019 года была обусловлена внесением изменений в налоговое законодательство (с 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость была увеличена с 18 до 20 процентов).

Стоит подчеркнуть, что при изменении тарифов на все коммунальные ресурсы с 1 июля, применению новые тарифы подлежат исключительно при начислении платы за июль и последующие месяцы. Иными словами, платежные документы, предъявляемые к оплате в июле, должны содержать тарифы на коммунальные ресурсы, действовавшие в июне, т.е. до их изменения. Оплата за коммунальные услуги по новым тарифам начинается ежегодно с августа.

Исключением является сфера газоснабжения. В соответствии с приказом министерства ЖКХ СК от 11 марта 2016 г. № 87 и требованиями жилищного законодательства оплата газа по нормативам потребления для отопления производится жителями края ежемесячно равными долями в течение всего календарного года. Следовательно, плата граждан за газ, поставленный для отопления в первом квартале, при расчётах по утверждённым нормативам потребления взимается равными долями в течение шести месяцев – по счетам, выставляемым за период с января по июнь включительно. За апрельские поставки газа для целей отопления плата взимается только при выставлении 1 августа счёта за июль месяц. Иными словами, гражданам предоставляется рассрочка по оплате соответствующих объёмов газа.

В связи с этим, в целях обеспечения оплаты населением газа при расчётах по нормативам потребления для отопления по ценовым ставкам, действовавшим на момент фактического отпуска газа, срок введения в действие розничных цен определяется с 1 августа (оплата по новым ценам за август взимается в сентябре).

При выявлении факта применения тарифов на коммунальные ресурсы, неустановленных РТК СК, необходимо предоставить в адрес комиссии копии платежных документов, подтверждающих произведенную оплату за коммунальные услуги.

 

355035, г. Ставрополь, ул. Мира, 337, кор «Б»;

Телефон/факс (8652) 24-34-53,

E-mail: info@rtk.stavregion.ru

Официальный сайт http://www.tarif26.ru/priemnaja/

 

РТК СК устанавливает тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить индексы, утверждённые в среднем по Ставропольскому краю на федеральном уровне.

На основании этого индекса Губернатором Ставропольского края ежегодно утверждаются предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за КУ по муниципальным образованиям края.

В Ставропольском крае средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за КУ с 1 июля 2020 года составляет 3,6 процента, а по муниципальным образованиям края – от 3,8 до 5,6 процента.

Важно!!! Данные ограничения установлены для совокупного платежа граждан за весь набор КУ при сопоставимых условиях, то есть при одинаковом наборе и объёме предоставляемых услуг. Это означает, что рост платы за каждую конкретную КУ может быть как выше, так и ниже установленных ограничений – при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых КУ. Конкретный размер платы за коммунальные услуги может вырасти выше установленного предельного роста совокупного платежа, если вырос объем потребляемых услуг.

 

Процесс регулирования тарифов

 

(Слайд 4) В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют в РТК СК заявление об установлении тарифов на очередной год с приложением обосновывающих документов.

Приказом комиссии открывается тарифное дело и назначаются эксперты для рассмотрения представленных материалов, а также определяется метод регулирования тарифов.

В ходе проведения экспертизы материалов из состава тарифа исключаются необоснованные расходы, проводится анализ итогов хозяйственной деятельности организации за предыдущий период. Кроме того, при формировании тарифов принимаются во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.

Решение об установлении тарифов принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования.

Подходы к формированию тарифов на коммунальные ресурсы отличаются в зависимости от сферы деятельности. Так, некоторые ценовые ставки устанавливаются единые для всех жителей Ставропольского края (на электрическую энергию и газ), другие – индивидуально, исходя из особенностей производственного цикла, изношенности оборудования, а также финансовых затрат конкретных ресурсоснабжающих организаций.

 

Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения
и водоотведения

 

(Слайд 5) Тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.

Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.

(Слайд 6) В сфере теплоснабжения комиссия осуществляет государственное регулирование в отношении 54 теплоснабжающих организаций края.

Диапазон тарифов на тепловую энергию для населения с 1 июля 2020 года – от 989,60 до 3304,34 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Прирост среднекраевого тарифа на тепловую энергию с 01 июля 2020 года составит 4,8 процента.

(Слайд 7) В сфере водоснабжения на территории края регулируется 73 организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Диапазон тарифов для населения Ставропольского края с 01 июля 2020 г. составит:

  • на питьевую воду от 16,38 до 73,72 руб.;
  • на водоотведение от 19,03 до 71,27 руб.

Средний рост установленных с 01 июля 2020 г. тарифов на воду и водоотведение в целом по Ставропольскому краю составит около 2,9 процентов.

В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение подлежат включению расходы на:

  • энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);
  • проведение обслуживания и ремонтных работ;
  • химводоподготовку;
  • заработную плату работников;
  • отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);
  • уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, иные обязательные платежи, налог на прибыль);
  • амортизационные отчисления;
  • прочие расходы.

 

Тарифы в сфере электроэнергетики

 

(Слайд 8) Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого региона. С 01 января 2020 года для городского населения составил 4,63 руб./кВт·ч и для сельского населения, а также городского, проживающего в домах с электроплитами 3,24 руб./кВт·ч.

 

Тариф на электрическую энергию (руб./кВ.ч):

НаименованиеС 1 июля 2019 годаС 1 января  2020С 1 июля 2020

для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами

 

для сельского населения, а также городского, проживающего в домах с электроплитами

 

4,63

 

 

 

3,24

4,63

 

 

 

3,24

 

 

 

 

4,86

 

 

 

3,40

 

Прирост тарифов для населения с 01 июля 2020 года составит 4,96 процента, что соответствует определенному ФАС России предельному темпа роста тарифов на электроэнергию для населения Ставропольского края (приказ ФАС России от 11.10.2019 №1338/19).

В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края (как и по всей стране) ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения). Так, в настоящее время население края оплачивает лишь 94,3 процента экономически обоснованной стоимости электроэнергии.

Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике. Правительством страны предусмотрено ежегодное снижение размера перекрёстного субсидирования населения в целях поэтапной ликвидации такого субсидирования.

 

Розничные цены на газ, реализуемый населению

 

(Слайд 9, 10) Регулирование составляющих стоимости газа — оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – для всех потребителей, включая население, осуществляется на федеральном уровне.

Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.

Согласно прогнозу, увеличение цены на газ с 1 июля 2020 года составит 3 процента. Цены на газ составят (за 1 куб. м с учётом НДС):

НаименованиеС 1 июля 2019

С 1 июля 2020

 

Для населения

Ставропольского края:

 

не использующего газ на отопление

 

использующего газ на отопление

 

 

 

5,97

 

5,93

прогноз

 

 

6,15

 

6,11

 

         Обращение с твёрдыми коммунальными отходами

 

(Слайд 11) В настоящее время по всей стране проходит реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Реформа направлена на сокращение негативного влияния ТКО на окружающую среду с максимальной долей отбора вторсырья и вовлечение его в оборот, а также ликвидацию накопленного ущерба экологии.

Край разбит на 4 зоны, в каждой из которых осуществляет деятельность один региональный оператор по тарифу в рамках предельного единого.

Предельные единые тарифы на 2020 год были установлены по каждой зоне в диапазоне от 612,81 руб./м3 до 665,50 руб./м3. Предельные единые тарифы на услуги трех региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2020 года снизились на 1,6-4,2%.

Формирование и расчёт конечной платы за услугу по обращению с ТКО на 1 человека в месяц – в ведении регионального оператора.

Расчёт конечной платы осуществляется в рамках установленного РТК СК предельного тарифа за 1 м3 ТКО и в соответствии с нормативами накопления ТКО на 1 чел. в год, утверждёнными приказом министерства ЖКХ Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347.

Тарифы региональных операторов по обращению с ТКО, как в крае, так и по другим регионам, могут существенно отличаться друг от друга в силу различий условий деятельности региональных операторов, в том числе: плотности населения, протяженности дорог, площади зоны деятельности, удаленности от объектов обработки и конечного размещения отходов и технологии работы таких объектов.

Тарифы на горячую воду

 

(Слайд 12) Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.

При этом установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду (компонент на исходную холодную воду в руб./м3 и компонент на тепловую энергию в руб./Гкал) предусмотрено только для централизованного горячего водоснабжения, когда горячая вода как коммунальный ресурс приготавливается теплоснабжающей организацией и подаётся потребителям по отдельным трубопроводам.

Если же приготовление горячей воды осуществляется на оборудовании, установленном у потребителей (в многоквартирных домах входит в состав общего имущества дома), то такое горячее водоснабжение законодательство определяет как нецентрализованное. Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в таких случаях установлению не подлежат, расчёты осуществляются в соответствии с Правилами № 354.

Например, в г. Ставрополе вся горячая вода приготавливается на оборудовании, установленном в домах. АО «Теплосеть» г. Ставрополя поставляет в дома только тепловую энергию, необходимую для подогрева воды. Исходная холодная вода поставляется в дома водоканалом. Соответственно, оплачиваются эти два ресурса отдельно и разным организациям.

РТК СК как орган регулирования тарифов не наделена полномочиями по проверке правильности начисления платы за КУ, в том числе за горячее водоснабжение. Проверка соблюдения обязательных требований к определению размера и внесению платы за КУ отнесена к полномочиям органов государственного жилищного надзора.

Поэтому по вопросу о правильности начисления платы за горячее
водоснабжение, равно как и иных КУ, рекомендуем обращаться в управление Ставропольского края – государственную жилищную инспекцию по адресу:

355000, г. Ставрополь,

ул. Спартака, д. 6,

тел. (8652)26-74-14,

email: nadzor26@stavregion.ru.

 

 

О раскрытии информации

 

(Слайд 13) Формирование тарифов на коммунальные ресурсы является достаточно прозрачным для потребителей. Так, на официальном сайте РТК СК www.tarif26.ru размещена информация о структуре затрат, включенных в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций, а также о перечне организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в разрезе муниципальных образований Ставропольского края.

По письменным обращениям граждан и юридических лиц комиссия также предоставляет полную структуру расходов регулируемых организаций.

Помимо этого, на официальном сайте комиссии размещена сводная информация о тарифах на коммунальные ресурсы, установленных для населения Ставропольского края по каждому муниципальному образованию, постановления РТК Ставропольского края об установлении тарифов на коммунальные ресурсы, протоколы соответствующих заседаний правления комиссии, постановления Губернатора Ставропольского края об утверждении значений предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях края.

 

Спасибо за внимание!