скачать:

Тема «Правила предоставления льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги»

 

Для многих семей плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) является существенной статьей расходов. Таким семьям государство предлагает воспользоваться финансовой поддержкой. Она выражается в виде льгот и субсидий на оплату ЖКУ.

К мерам социальной поддержки населения, предоставляемым в Ставропольском крае, относятся:

  • субсидии на оплату ЖКУ;
  • компенсации расходов на оплату ЖКУ и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (взнос на капремонт, МКД);

Это разные виды поддержки. Первая зависит от доли платежей за ЖКУ в совокупном доходе семейства, вторая – от категории гражданина. Остановимся поподробнее на каждой из них.

 

Субсидии на оплату ЖКУ

Субсидия – это безвозмездная финансовая помощь из регионального бюджета малоимущим гражданам, которая носит целевой характер. Ее можно направить только на оплату ЖКУ.

На финансовую помощь могут рассчитывать семьи, у которых плата за ЖКУ превышает 22 % в совокупном доходе семьи (статья 159 ЖК РФ). При этом во внимание принимаются не фактические затраты на ЖКУ, размер такой платы рассчитывается исходя из стандарта нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии (Закон Ставропольского края
от 28.12.2005 № 73-кз) и стандарта стоимости ЖКУ, установленного на уровне региона (постановление Правительства СК от 26.02.2019 № 78-п).

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения составляют:

18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек;

19 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из четырех человек;

20 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек;

24 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;

42 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.

Квадратные метры, превышающие эти цифры, субсидированию не подлежат.

Размеры краевых стандартов стоимости ЖКУ дифференцируются:

  • по видам жилых помещений;
  • по территориям нахождения жилого помещения;
  • по количеству проживающих в жилом помещении;
  • по факту уплаты взноса на капремонт.

 

В крае установлено 4 типа стандартов стоимости ЖКУ:

1 стандартдля пользователей жилья в государственном и муниципальном жилом фонде, нанимателей жилья по договору найма в частном жилом фонде, членов ТСЖ, ЖК и ЖСК
2 стандартдля собственников жилых помещений в МКД, которые обязаны оплачивать взнос на капремонт
3 стандартдля собственников жилых помещений в МКД, которые не обязаны оплачивать взнос на капремонт
4 стандартдля собственников жилых домов

 

Например, в Ставрополе в 2020 году стандарт стоимости ЖКУ для владельца жилья в МКД, проживающего в семье из четырех человек и имеющего обязанность оплачивать взнос на капремонт МКД, составляет чуть больше 2,6 тыс. рублей на одного человека.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума предусмотрена дополнительная гарантия социальной поддержки со стороны государства, для них максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ ниже 22% на величину поправочного коэффициента. Данный коэффициент индивидуален для каждой малоимущей семьи, поскольку зависит от величины прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи.

Для справки: Величина прожиточного минимума за 2 квартал 2020 года установлена постановлением Правительства Ставропольского края
от 12.08.2020 № 428-п:

Для трудоспособного населения
10749 руб./мес.
Для детей
10621 руб./мес.
Для пенсионеров
8162 руб./мес.

Важно! В предоставлении субсидии откажут, если заявитель окажется должником по оплате ЖКУ (или отдельных ее видов).

Но ситуация поправима. Необходимо заключить с исполнителем услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающей организацией) соглашение о погашении задолженности в установленный срок. Чтобы получать субсидию необходимо выполнять условия такого соглашения.

 

 

 

 

Правила предоставления субсидий

Субсидии предоставляются только гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, если это прямо предусмотрено международными договорами.

Обратиться за получением субсидии могут:

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены ТСЖ, ЖСК или ЖК;
  • собственники жилых домов и МКД (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам по месту постоянного жительства на 6 месяцев. По истечении этого периода, при сохранении трудного материального положения, можно повторно обратиться за предоставлением субсидии. Количество обращений не ограничено.

При определении совокупного дохода семьи учитываются доходы самого заявителя, членов его семьи, проживающих с ним, а также доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, но проживающими с ними раздельно.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.

Размер субсидии равен разнице между краевым стандартом стоимости ЖКУ, исчисленным на семью, и долей расходов семьи на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. В случае положительного решения о предоставлении субсидии, ее размер не должен превышать фактические расходы семьи на оплату ЖКУ.

На определение размера субсидии также влияет получение мер соцподдержки по оплате ЖКУ. В целях исключения двойных выплат на оплату ЖКУ сумма выплачиваемой субсидии уменьшается на сумму выплачиваемых мер соцподдержки на оплату ЖКУ, получаемых как самим получателем субсидии, так и членами его семьи, на то жилое помещение, на которое предоставляется субсидия.

Для того чтобы получить субсидию необходимо обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства. Для стандартной ситуации это:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы о платежах за ЖКУ за последний месяц перед месяцем подачи заявления;
  • документы о наличии (отсутствии) задолженности по оплате ЖКУ либо соглашение о поэтапном погашении задолженности (при наличии задолженности) и сведения о выполнении такого соглашения;
  • документы, подтверждающие правовые основания пользования гражданином жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, – в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде или членом ЖК, ЖСК, не внесшим в полном объеме паевой взнос за жилое помещение, предоставленное таким кооперативом;
  • копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения – в случае, если гражданин проходит военную службу по контракту и зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части, но проживает ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма);
  • документ, подтверждающий право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры соцподдержки по оплате ЖКУ в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия;
  • копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
  • сведения о декларируемых доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии;
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Заявление и документы могут направляться в адрес органа соцзащиты почтовым отправлением либо в форме электронного документа.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, истребуются органами соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

По истечении 6 месяцев получатель субсидии не позднее
10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии обязан представить в органы соцзащиты документы, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ, понесенные им ежемесячно в течение срока получения субсидии.

Далее органы соцзащиты осуществляют сравнение размера предоставленной субсидии с общей суммой фактических расходов на оплату ЖКУ получателя субсидии за период получения такой субсидии. Если размер выплаченной субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату услуг, то осуществляется возврат переплаченных средств в размере превышения либо в счет назначенной будущей субсидии, либо если субсидия не назначена – добровольно или в судебном порядке. Если же в результате сверки будет установлено, что фактические расходы на оплату ЖКУ оказались выше, чем общая сумма выплаченной субсидии, то такому получателю будет осуществлена доплата, но не более размера субсидии, исчисленного в установленном порядке.

 

СПРАВОЧНО:

В 2019 году субсидией воспользовались 60 784 семьи (6,4% от семей, проживающих в крае). Средний размер субсидии по итогам 2019 года составил 2 146,73 рублей на семью.

Расходы на предоставление субсидии в 2019 году составили
1 305,34 млн. рублей.

В 2020 году на указанные цели предусмотрено 1 390,85 млн. рублей. По состоянию на 01 октября текущего года субсидией воспользовались
54 402 семьи.

 

Компенсация расходов на оплату ЖКУ

Компенсация расходов на оплату ЖКУ (федеральная компенсация на ЖКУ) по своей экономической сущности близка к субсидии, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина, нуждающегося в материальной помощи, то право на получение федеральной компенсации на ЖКУ предоставляется только отдельным категориям граждан, перечень которых определен федеральными законами.

Льготным категориям граждан, таким как: граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов (войны, боевых действий) и инвалидов, предоставляется федеральная компенсация на ЖКУ.

Форма и порядок предоставления льгот определяется на уровне региона (постановление Правительства СК от 17.09.2008 № 145-п).

Предоставление федеральной компенсации на ЖКУ предполагает, что граждане ежемесячно оплачивают ЖКУ, а затем посредством компенсации льготникам возмещаются понесенные расходы.

Уровень возмещения затрат установлен для всех льготников единый – это 50% платы за ЖКУ.

 

ВАЖНО!

  1. Расходы в части оплаты коммунальных услуг сверх нормативов потребления коммунальных услуг не компенсируются.
  2. Компенсация не распространяется на случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Если уровень возмещения одинаков для всех льготников, то объем льгот, т.е. виды ЖКУ, плата за которые компенсируется, определен федеральным законодательством конкретно для каждой категории, и он разный.

В связи с тем, что расходы на оплату ЖКУ и объем льгот у каждого льготника разные, то соответственно размер федеральной  компенсации на ЖКУ у каждого льготника индивидуальный. В крае средний размер федеральной компенсации на ЖКУ, предоставленной в расчете на одного льготника, в 2019 году составил 949,01 рублей.

Остановимся поподробнее на исчислении размера федеральной компенсации на ЖКУ.

Общий размер федеральной компенсации на ЖКУ, который выплачивается льготнику, состоит из сумм компенсаций на оплату жилого помещения, взноса на капремонт и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется ежемесячно.

Федеральная компенсация на ЖКУ рассчитывается с учетом объема мер соцподдержки, установленного федеральными законами для каждой льготной категории, на основании сведений, подтверждающих фактические расходы по оплате ЖКУ.

При отсутствии сведений о фактических расходах расчет размера федеральной компенсации на ЖКУ производится в следующем порядке.

Компенсация платы за жилищные услуги, отопление исчисляется исходя из доли льготника в общей площади жилого помещения и в пределах федерального стандарта социальной нормы площади жилого помещения
(18 кв. м). Доля определяется путем деления размера общей площади квартиры на количество всех зарегистрированных в ней граждан.

Расчет федеральной компенсации на ЖКУ в части расходов на уплату взноса на капремонт осуществляется льготникам, которые являются собственниками квартиры в МКД, исходя из их доли в праве собственности на жилое помещение, но не более 50% взноса на капремонт, ограниченного федеральным стандартом нормативной площади жилого помещения и региональными стандартами, установленными Законом Ставропольского края от 28.12.2005 № 73-кз.

Федеральная компенсация на ЖКУ в части расходов на оплату коммунальных услуг, назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, по тарифам, установленным региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

Если назначение федеральной компенсации на ЖКУ осуществляется по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего льготнику на праве собственности, в котором он не зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания, то размер федеральной компенсации на ЖКУ исчисляется по расходам на оплату на содержание жилого помещения, общедомовые нужды, взноса на капремонт в МКД и отопление.

Как и в случае с предоставлением субсидии при наличии задолженности по оплате за ЖКУ компенсация не предоставляется. Но при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения орган соцзащиты рассмотрит заявление.

Федеральная компенсация на ЖКУ предоставляется льготникам, проживающим в Ставропольском крае:

  • по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания;
  • по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

За предоставлением федеральной компенсации на ЖКУ можно обратиться лично в орган соцзащиты или в МФЦ по месту жительства, по месту пребывания, месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории края.

Дополнительно подать заявление можно в орган соцзащиты:

  • в электронной форме;
  • посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность льготника и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи льготника, на которых распространяется федеральная компенсация на ЖКУ, и их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы о праве льготника на федеральную компенсацию на ЖКУ, для соответствующей категории, установленного образца, за исключением документа, подтверждающего факт установления гражданину инвалидности;
  • документы, подтверждающие степень родства (свойства) для каждого члена семьи (в том числе признанного таковым в судебном порядке), на которого распространяется федеральная компенсация на ЖКУ;
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении федеральной компенсации на ЖКУ, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления федеральной компенсации на ЖКУ – период действия документа, дающего право на меры соцподдержки по оплате ЖКУ.

 

СПРАВОЧНО:

В 2019 году федеральная компенсация на ЖКУ была предоставлена
178 681 льготнику.

Расходы на предоставление федеральной компенсации на ЖКУ
в 2019 году составили 2 062,80 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление федеральной компенсации на ЖКУ в бюджете Ставропольского края предусмотрено 2 070,96 млн. рублей.

По состоянию на 01 октября 2020 года на учете в органах соцзащиты края в качестве получателей федеральной компенсации на ЖКУ состояло
173 606 льготников.

 

Дополнительная компенсация расходов на оплату ЖКУ участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей

В целях полного освобождения отдельных категорий граждан от оплаты жилищно-коммунальных услуг принят Закон Ставропольского края от 11.02.2020 № 20-кз «О дополнительной мере социальной поддержки в виде дополнительной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма» (Закон № 20-кз, дополнительная компенсация на ЖКУ), который  вступил в силу с 01 апреля 2020 года.

За боевые заслуги по защите Отечества и пребывание в концлагерях в период Великой Отечественной войны такая льгота установлена Законом № 20-кз участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, а также бывшим несовершеннолетним узникам фашизма (далее – ветераны).

Порядок предоставления дополнительной компенсации на ЖКУ установлен постановлением Правительства СК от 06.04.2020 № 157-п.

Предоставление дополнительной компенсации на ЖКУ предполагает, что граждане ежемесячно оплачивают ЖКУ, а затем посредством компенсации ветеранам возмещаются понесенные расходы.

Размер дополнительной компенсации на ЖКУ у каждого ветерана индивидуален и зависит от фактических затрат ветерана на оплату ЖКУ и размера получаемой федеральной компенсации на ЖКУ. Средний размер дополнительной компенсации на ЖКУ по состоянию на 01 октября 2020 года составил 1976,55 рублей.

Размер дополнительной компенсации на ЖКУ – это разница фактических расходов на оплату ЖКУ и размера федеральной компенсации на ЖКУ. Таким образом, общая сумма выплачиваемых федеральной компенсации  на ЖКУ и дополнительной компенсации на ЖКУ, возмещает ветеранам в полном объеме их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Дополнительная компенсация на ЖКУ, как и другие меры соцподдержки по оплате ЖКУ, не предоставляется при наличии задолженности по оплате за ЖКУ. Но при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения орган соцзащиты рассмотрит заявление.

Дополнительная компенсация на ЖКУ предоставляется ветеранам, проживающим в Ставропольском крае. За ее предоставлением можно обратиться лично в орган соцзащиты или в МФЦ по месту получения федеральной компенсации на ЖКУ.

Дополнительно подать в орган соцзащиты заявление можно:

  • в электронной форме;
  • посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ветерана;

удостоверение о праве на меры социальной поддержки установленного образца для соответствующей категории ветеранов;

сведения об отсутствии или наличии у ветерана задолженности по оплате за ЖКУ (в случае если у гражданина имеется такая задолженность, представляются копия соглашения о погашении задолженности и сведения о выполнении условий соглашения о погашении задолженности (если такое соглашение заключено);

согласие на обработку персональных данных.

Кроме того, для расчета размера дополнительной компенсации на ЖКУ ветеран подает в орган соцзащиты не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем, документы, подтверждающие оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, за истекший месяц в полном объеме.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении дополнительной компенсации на ЖКУ, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления дополнительной компенсации на ЖКУ –пожизненно, но не более срока получения федеральной компенсации на ЖКУ.

 

СПРАВОЧНО:

По состоянию на 01 октября 2020 года дополнительная компенсация на ЖКУ предоставлена 905 ветеранам на сумму 15,53 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление дополнительной компенсации на ЖКУ в бюджете Ставропольского края предусмотрено 40,49 млн. рублей.

 

Компенсация взноса на капремонт

Компенсации взноса на капремонт предоставляются:

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 50% от размера взносов;

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 100% от размера взносов.

Стоит отметить, что полученный размер компенсации ограничивается региональными стандартами нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии, установленными Законом Ставропольского края
от 28.12.2005 № 73-кз.

Компенсация взноса на капремонт не предоставляется в том случае, если гражданин уже является получателем иных мер соцподдержки, которыми предусмотрены компенсации взноса на капремонт. Также она не предоставляется, если у гражданина имеется задолженность по уплате взноса.

Компенсация взноса на капремонт предоставляется собственникам жилья, исходя из их доли в праве собственности.

Подать заявление может собственник жилья одним из трех способов:

  • лично в орган соцзащиты или МФЦ по месту жительства;
  • в орган соцзащиты в электронной форме;
  • в орган соцзащиты посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

  • документы, удостоверяющие личность и регистрацию собственника по месту жительства;
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личности совместно зарегистрированных с собственником по месту жительства членов его семьи и их регистрацию по месту жительства;
  • документы, подтверждающие факт изменения фамилии, имени, отчества (свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о перемене имени);
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся собственником.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении компенсации взноса на капремонт, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления компенсации взноса на капремонт –пожизненно, но не более срока действия региональной программы капремонта.

 

СПРАВОЧНО:

В 2019 году компенсация взноса на капремонт предоставлена
17 348 гражданам, достигшим возраста 70 и более лет, средний размер компенсации взноса на капремонт за 2019 год составил 159,4 рублей.

Расходы на предоставление компенсации взноса на капремонт
в 2019 году составили 33,5 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление компенсации взноса на капремонт в бюджете Ставропольского края предусмотрено 42,1 млн. рублей.

По состоянию на 01 октября 2020 года компенсация взноса на капремонт была предоставлена 17 748 гражданам.